Кибербезопасность должна быть главным приоритетом для беспилотных машин

Кибербезопасность должна быть главным приоритетом для беспилотных машин

Кибербезопасность должна быть главным приоритетом для беспилотных машин

Беспилотные автомобили нуждаются в регламенте, но коммерческие приоритеты могут встать выше конфиденциальности потребителей. Судя по всему, нас скоро ждет появление на дорогах беспилотных автомобилей. В этом месяце Nutonomy объявила о партнерстве с Lyft для исследований и разработок по тестированию беспилотных автомобилей на улицах Бостона. Также Lyft пообещала к 2025 году предоставить «не менее 1 миллиарда поездок в год с использованием электрических самоуправляющихся транспортных средств». А японская компания ZMP заявила о намерении запустить беспилотное такси на улицах Токио во время Олимпийских игр 2020 года. Все это наталкивает на мысль о том, что беспилотники надо как-то регулировать.

Сенат США во вторник отметился выпуском правил, направленных на регулирование беспилотных автомобилей. Также планируется выпустить законодательство, но точных дат пока нет. 

Правила сосредоточены на безопасности, содействии инновациям, технологически нейтральном законодательстве, разъяснении федеральных и государственных обязанностей, просвещении общественности и, конечно же, кибербезопасности. В документе отмечается, что кибербезопасность должна учитываться с самого начала, а все потенциальные уязвимости должны быть под контролем до того, как они начнут доставлять проблемы. 

Исследователи за последние несколько лет показали, что бортовые компьютеры неавтономных транспортных средств уязвимы для взлома. От исследований Vlasek/Miller в 2010 году, до взлома Tesla в конце прошлого года. 

Но конфиденциальность пользователей также очень важна. В марте этого года члены комитета Эдвард Марки и Ричард Блюменталь повторно представили свой собственный закон SPY Car, который требует, чтобы приборная панель информировала пользователей «о том, в какой степени автомобиль защищает неприкосновенность частной жизни владельцев автотранспортных средств, арендаторов, водителей и пассажиров». 

Фактически, в этом вопросе есть столкновение двух интересов - комитет по торговле, науке и транспорту стремится расставить приоритеты коммерческой ценности беспилотных автомобилей, а его оппоненты пытаются защитить конфиденциальность пользователей беспилотников. Реальность современного бизнеса заключается в том, что вы не можете удовлетворить обе стороны одновременно. 

«Необходимы дополнительные стандарты для обеспечения того, чтобы эти новые подходы в тестировании, валидации, сборе данных, совместном использовании данных, конфиденциальности, кибербезопасности и других областях были разработаны для обеспечения безопасности, не препятствуя или не останавливая развитие технологий» - говорит ACM, ассоциация вычислительной техники. 

Большинство профессионалов в области безопасности считают, что добровольные стандарты конфиденциальности просто не работают - их нужно подкреплять строгим законодательством с сильными санкциями. Заявление ACM приветствуется, но просто продолжает концепцию саморегулирования.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Незаметный бэкдор год сидел в сети подрядчика российской телеком-компании

Специалисты центра исследования киберугроз Solar 4RAYS (группа компаний «Солар») рассказали на SOC Forum 2025 о расследовании атаки на одну из телеком-компаний. В ходе инцидента они выявили новый бэкдор под названием IDFKA, который позволил злоумышленникам получить доступ к базе данных абонентов и до сих пор представляет угрозу для российских организаций.

В конце мая 2025 года Solar JSOC заметил запуск подозрительных команд в инфраструктуре оператора — от имени служебной учётной записи, которую администрировал ИТ-подрядчик.

Когда специалисты подключились к расследованию, выяснилось, что в сеть подрядчика проникли сразу две группировки:

  • Snowy Mogwai — известная азиатская команда, занимающаяся кибершпионажем;
  • NGC5081 — менее изученная группа, действовавшая параллельно.

Обе группировки интересовала одна цель — данные телеком-компании.

NGC5081 использовала два инструмента удалённого управления: азиатский Tinyshell и ранее неизвестный IDFKA. Его обнаружили в ходе реагирования — файл маскировался под легитимный сервис. Название отсылает к чит-коду IDKFA из игры Doom, который выдавал игроку все оружие и ключи.

 

IDFKA разработан «с нуля», что говорит о высокой подготовке нападавших. Он написан на Rust, что усложняет анализ, и использует собственный L4-протокол поверх IP, позволяющий скрывать трафик от систем мониторинга. Инструмент умеет многое: от удалённого управления системами подрядчика до продвижения внутри сети и сканирования инфраструктуры.

По данным Solar 4RAYS, IDFKA помог злоумышленникам оставаться в инфраструктуре подрядчика не менее 10 месяцев. С его помощью они могли выгружать базы абонентов и информацию о звонках — вероятно, эти данные действительно оказались в руках атакующих, хотя прямых следов похищения эксперты не нашли.

При этом инфраструктура управления IDFKA всё ещё активна. Это означает, что инструмент может использоваться и в будущих атаках на другие компании.

Solar 4RAYS очистили инфраструктуру оператора от бэкдора, устранили последствия деятельности NGC5081 и опубликовали индикаторы компрометации и Yara-правило для его обнаружения.

Чтобы защититься от IDFKA, эксперты советуют:

  • контролировать обращения инфраструктуры к известным серверам управления NGC5081;
  • обращать внимание на подозрительные файлы, написанные на Rust;
  • применять комплексные средства киберзащиты;
  • регулярно проводить оценку компрометации собственной среды.

Случай показывает, что даже крупные подрядчики могут оставаться под контролем хакеров месяцами, если в инфраструктуре появляется скрытый инструмент вроде IDFKA.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru