Спам в декабре 2008 года

Спам в декабре 2008 года

«Лаборатория Касперского» представляет очередной отчет по спам-активности в Рунете за декабрь 2008 года.

В декабре доля спама в почтовом трафике, упавшая в ноябре после закрытия McColo, вернулась на прежний уровень, увеличившись на 7,7%. В последнем месяце уходящего года она составила в среднем 81,4%, «порадовав» самым низким (74,0%) и самым высоким (89,9%) показателями 16 и 21 декабря соответственно.

Доля графического спама, в свою очередь, выросла на 2% по сравнению с прошлыми месяцами и составила 11%. Некоторый рост, скорее всего, был спровоцирован многочисленными предновогодними и предрождественскими рассылками, которые требовали красочного оформления. Можно предположить, что в последующие месяцы относительный объем графического спама вернется к привычным значениям (порядка 9%). При этом следует отметить, что вредоносные вложения содержали 0,29% всех электронных сообщений, что значительно (на 2%) меньше аналогичного ноябрьского показателя (2,28%).

В декабре доля писем, содержащих фишинговые ссылки, незначительно (на 0,02%) увеличилась по сравнению с ноябрем и составила 0,78%. Фишеры действовали по сценарию минувшего месяца – излюбленной мишенью стали платежные системы (PayPal (38,8%) и AmericanExpress (19,5%)).

В России наибольшему количеству атак подверглась одна из популярных бесплатных почтовых систем Mail.Ru. Изобретательные хакеры прибегли к новым хитроумным уловкам при оформлении писем, нацеленных на получение логинов и паролей клиентов этого сервиса. Пользователю приходило электронное сообщение о якобы полученном письме. Для его просмотра требовалось ввести цифры, указанные на картинке. Правильность ввода цифр не имела значения: кнопка «Прочитать» являлась ссылкой на сайт с фальшивой страницей авторизации.

Несмотря на то что в декабре состав пятерки лидирующих тематик спама остался практически прежним, наметились небольшие изменения. Прогноз, сделанный нами в прошлом месяце, оправдался: спам «Для взрослых» (15,5%) уступил первое место рубрике «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (25,3%). Причина – существенное уменьшение доли спама «Для взрослых» (на 8,5% по сравнению с ноябрем) наряду с заметным увеличением количества русскоязычных предложений виагры.

Напомним, что всплеск рассылок, рекламирующих сайты для взрослых, сопровождался мошенническими манипуляциями – пользователей вводили в заблуждение относительно цены SMS-сообщений, которые требовалось послать для просмотра контента. Логично было предположить, что пользователи рано или поздно перестанут попадаться на одну и ту же удочку, что и произошло. Вероятно, вновь занявшая первое место рубрика «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» надолго останется лидером рейтинга спам-тематик.

Рубрика «Образование» (8,1%), в большей части писем которой предлагалось заказать курсовую работу или купить поддельный диплом, осталась на третьей позиции. Также, вопреки ожиданиям, приближавшиеся длительные новогодние праздники не повысили рейтинг тематики «Отдых и путешествия» (6,8%), которая опустилась с четвертой на пятую позицию. Предложений о проведении досуга стало меньше – вероятно, внёс свою лепту переживаемый миром сложный период экономического кризиса.

В русскоязычных рассылках, независимо от рекламируемых товаров или услуг, спамерами чаще всего обыгрывалась тема экономического кризиса. А вот в англоязычных спамерских письмах чаще встречалось имя Барака Обамы.

Так, в одной из рассылок рекламировались тарелки с изображением Обамы. При попытке заказать сувенир получатель перенаправлялся на шаблонный спамерский сайт, на котором о тарелках даже не упоминалось. На сайте у разочарованного посетителя была возможность… «отписаться» от подобных рассылок. Скорей всего, эта акция была направлена на проверку активности адресов, входящих в спамерские базы.

Еще неожиданнее было использование имени избранного американского президента в рассылке, рекламирующей… специальную подушку от храпа. Название сайта, на который предлагалось пройти получателю, дословно можно перевести как «Обама при исполнении».

Спамеры продолжают использовать в корыстных целях популярность вышеупомянутого сервиса Mail.Ru. В декабре в спаме встречались извещения о выигрышах в лотерею, разосланные якобы администрацией этого хостинга. Призовые суммы варьировали от 250 до 800 рублей. О мошенническом характере рассылки свидетельствовало содержавшееся в письмах условие: для получения «выигрыша» требовалось послать SMS-сообщение на четырехзначный номер.

Спамерские методы и трюки по-прежнему поражают разнообразием. В конце года англоязычные спамеры активно использовали ссылки на сервисы google.com. В файлохранилище docs.google.com было размещено множество страниц с рекламой виагры, порнографии или реплик элитных товаров. Это позволило спамерам создать огромное количество писем с уникальными ссылками, что должно было затруднить работу спам-фильтров.

Еще одним способом, с помощью которого спамеры пытались обойти антиспамовую защиту, стало размещение рекламной информации на форумах и блогах. Специально для этого на различных (не всегда самых популярных) ресурсах спамеры регистрировали аккаунты. В спамовом письме содержалась ссылка, по которой получатель проходил на пост блоггера или профиль участника форума, где был размещен адрес сайта, рекламирующего товары/услуги. Особой популярностью этот прием пользовался у русскоязычных спамеров.

В первой половине января можно ожидать рост доли спама по отношению к легитимным письмам, связанный, однако, не столько с усилением собственно спамерской активности, сколько с уменьшением объема деловой переписки.

Напоминаем, что в периоды праздников мошенники активно применяют методы социальной инженерии, рассчитанные на веру потенциальных жертв в чудо. Если, вернувшись из поездки и разбирая праздничную почту, вы вдруг обнаружите извещение об огромной сумме внезапно полученного наследства или фантастическом выигрыше, помните, что, скорее всего, его послал «плохой Санта».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru