Зафиксирован первый случай распространения мобильного вредоносного ПО через социальные сети

Зафиксирован первый случай распространения мобильного вредоносного ПО через социальные сети

«Лаборатория Касперского»,   сообщает об обнаружении новой модификации мобильного троянца Trojan-SMS.J2ME.Konov.b, массово распространяющегося в социальной сети «ВКонтакте». Эксперты отмечают, что это новый этап эволюции распространения мобильного вредоносного программного обеспечения.

Троянская программа Trojan-SMS.J2ME.Konov хорошо известна экспертам, ее сигнатуры были добавлены в антивирусные базы «Лаборатории Касперского» в мае 2008 года. Новая версия отличается методом распространения: для доставки мобильного вредоносного ПО вирусописатели впервые задействовали социальную сеть.

Заражение данной троянской программой происходит по следующей схеме. Войдя на сайт, пользователь «ВКонтакте» получает сообщение от имени человека, внесенного в список друзей, с рассказом о возможности бесплатно пополнить свой мобильный счет. В сообщении предлагается через указанную ссылку скачать на мобильное устройство JAVA-программу, при подключении к которой якобы произойдет пополнение мобильного счета участника акции на сумму от 500 до 555 рублей.

На самом деле после установки указанного JAVA-приложения на мобильный телефон и его запуска, троянская программа отправляет SMS-сообщение на пять коротких премиум-номеров, списывая, таким образом, сумму за отправленные сообщения со счета зараженного телефона. По данным экспертов «Лаборатории Касперского», стоимость одного SMS-сообщения, отсылаемого троянцем с инфицированного телефона, составляет порядка 250 рублей. Префиксы сообщений и сами номера берутся из manifest-файла, хранящегося внутри jar-архива. В ряде случаев загрузка троянца сопровождается попыткой получить логин и пароль пользователя сайта «ВКонтакте» через подложный сайт с помощью фишинг-технологий. Получив такие данные, злоумышленники рассылают спам от имени обманутого пользователя через его контакт-лист.

«С точки зрения программного кода, троянец не представляет собой ничего принципиально нового, более того, Trojan-SMS.J2ME.Konov.b весьма прост. Данный случай любопытен, прежде всего, как факт, свидетельствующий о процессе изменения схем распространения мобильного вредоносного ПО, – отмечает ведущий вирусный аналитик «Лаборатории Касперского» Денис Масленников. – В практике борьбы с вирусами и зловредным ПО ранее не было зафиксировано случаев массовой спам-рассылки мобильных троянцев через социальные сети, однако эксперты «Лаборатории Касперского» прогнозировали подобное развитие событий еще в середине текущего года, выделяя тенденцию активного развития мобильного вредоносного ПО».

Сигнатуры вредоносной программы Trojan-SMS.J2ME.Konov.b. были добавлены в антивирусные базы «Лаборатории Касперского» 13 октября 2008 года.

«Лаборатория Касперского» напоминает, что киберпреступники часто пытаются обмануть доверчивых пользователей, маскируясь под известного жертве и пользующегося доверием отправителя. Гарантией надежной защиты в таких случаях может служить лишь осторожность пользователя и использование эффективных решений для защиты от вредоносных программ и хакерских атак.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru