Отчет «Cпам в первом полугодии 2008 года» от Лаборатории Касперского

В первом полугодии 2008 года спам составлял в среднем 85% почтового трафика Рунета. Минимальная доля спама — 64,2% — была зафиксирована 3 мая, максимальная — 97,8% — 1 марта.

В конце весны – начале лета было отмечено сезонное уменьшение доли спама. Летом, как правило, у спамеров меньше заказов, в результате количество спама в почте снижается. Но последние два года спамеры так активно набирали новых клиентов, что даже в летние месяцы количество спама продолжало расти. Характерное для летних месяцев уменьшение доли спама в конце первого полугодия 2008 года может свидетельствовать о насыщении спамерского рынка. Косвенным подтверждением этому служит и уменьшение количества рекламы спамерских услуг: в 2007 году на ее долю приходилось более 7% спама, а в первом полугодии 2008 – 4,3%. При этом новых клиентов спамеры стремятся привлекать за счет качества рассылаемой рекламы – над созданием шаблонов писем работают программисты, маркетологи и дизайнеры.

Пятая часть всех спамовых писем (21%), засоряющих почту Рунета, рассылается из России; 13% – из США, 10% – из Испании; 9% – из Италии; 4% – из Бразилии и столько же – из Франции. Несмотря на обширную «географию» источников спама, в Рунете потоки мусорной почты формируются, в основном, российскими спамерами. Об этом свидетельствует как преобладание спамовых писем на русском языке (79%), так и суточная активность – в соответствии с московским временем – ботнетов, с которых рассылается спам россиянам. При этом лишь 13% таких ботнетов находятся в России.

Большинство спамовых писем (44,4%) – это письма в формате plain text. Он выбирается потому, что в таком формате письмо получается очень легким (1-5 Кб), и, соответственно, большая рассылка будет распространяться быстрее. Треть спамовых писем (31,1%) содержит html-часть, которая позволяет лучше оформить письмо и использовать дополнительные приемы для обхода спам-фильтров. Доля писем с вложенными картинками (jpeg и gif) составляет 23,9%.

В первом полугодии 2008 года спамеры предприняли несколько попыток усовершенствовать старые методы обхода фильтров. Основной упор был сделан на зашумление текста. На этот раз спамеры придумали новые трюки, использующие особенности почтовых клиентов: с помощью html-тэгов они старались сделать так, чтобы письмо, с одной стороны, включало зашумляющий текст, а с другой оставалось «чистым» для пользователя.

Пятерка лидирующих спамерских тематик выглядит вполне традиционно: «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (27,45%); «Образование» (13,86%); «Реплики элитных товаров» (10,68%); «Отдых и путешествия» (8,45%); «Услуги по электронной рекламе» (4,33%). Рубрика «Реплики элитных товаров» (в основном это реклама копий часов Rolex и сотовых телефонов Vertu), появившись в марте, сразу заняла 3-е место и больше не теряла своих позиций. Такой большой процент рубрика набрала за счет писем на русском языке.

Категория «Компьютерное мошенничество» - один из лидеров первого полугодия 2007 - не только покинула первую пятерку, но и стала явным аутсайдером: ее доля составила всего 2,54%. Напомним, что в 2007 году к этой категории относилось 6,9% всего спама, в первом полугодии 2007 года – 8,6%, а в 2006 году – 14,3%. К сожалению, такое снижение вряд ли свидетельствует о том, что интернет стал менее криминализированным. Скорее, можно говорить о целевой направленности мошеннических атак. Происходит активное взаимодействие спамеров с другими представителями киберкриминала – и это взаимодействие делает спам особенно опасным.

Что ожидается в следующем полугодии? Вероятно, спамеры продолжат эксперименты с html-кодом, не исключено, что во второй половине года будут реанимированы некоторые старые методы и трюки обхода защиты. Не вызывает сомнения то, что осенью количество спама в почте возрастет – после сезонного спада спамерской активности обязательно наступит ее подъем.

Полную версию отчета можно прочитать на сайте «Спамтест»: spamtest.ru

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минэкономики против повышения штрафов за отсутствие СОРМ у операторов

Минэкономики считает избыточными предложения Минцифры ввести оборотные штрафы за отсутствие у оператора связи СОРМ. Участники рынка тоже обеспокоены. По их прогнозу, от оборотных штрафов пострадают все.

Об отзыве Минэкономики на поправки к закону “О связи” пишет сегодня “Ъ”. Минцифры предлагает ужесточить ответственность для операторов за нарушения установки средств оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). А если нет технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), вообще запретить оказывать услуги связи.

Минцифры подготовило изменения трех федеральных законов в начале июня. Поправки к закону “О связи” также предписывают новым операторам согласовывать с ФСБ схему построения сети. Поправки к Налоговому кодексу предлагают поднять госпошлину на девять видов лицензий по услугам связи — с 7,5 тыс. до 1 млн руб.

Изменения в кодексе об административных правонарушениях вводят оборотный штраф за отсутствие у оператора СОРМ в размере от 0,01% до 0,05% от годовой выручки оператора, но не менее 1 млн руб. Сейчас эти штрафы составляют от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Отзыв Минэкономразвития размещен на портале regulation.gov.ru:

Минэкономики считает, что основания для введения подобного регулирования в отношении установки СОРМ не представлены, и оно может привести к дополнительным расходам бизнеса. В то же время ТСПУ устанавливают не операторы, а Роскомнадзор, поэтому такие требования к операторам избыточны, следует из позиции министерства.

В Минцифры сообщили, что находятся в диалоге с бизнесом и Минэкономики по этому вопросу и стараются найти компромисс. МТС, “Вымпелком”, “МегаФон” и Tele2 отказались от комментариев.

Применение оборотных штрафов может привести к существенному сокращению рынка, отметил источник “Ъ” в одном из операторов.

Потеря денег сделает цель 100-процентного внедрения СОРМ недостижимой, а единственным вариантом развития событий станет закрытие оштрафованного оператора.

“Это особенно затронет небольших участников рынка”, — говорит собеседник издания.

Крупные операторы также не застрахованы от штрафов за неустановку СОРМ — на сетях локально иногда могут возникать проблемы с работой оборудования, отметил другой источник на телеком-рынке:

“Поэтому крупные компании также рискуют получить штрафы, что негативно скажется на их бизнесе с учетом кризиса”.

Пауза в ужесточении требований к установке СОРМ и возможный отказ от них были бы полезны операторам, которые еще не установили на своих сетях необходимое оборудование, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

Это, по его словам, прежде всего небольшие провайдеры.

У производителей отечественного оборудования, в том числе и СОРМ, технологические и кадровые ресурсы близки к исчерпанию из-за большой нагрузки в связи с уходом зарубежных игроков.

Это привело к росту цен на оборудование и увеличению сроков его поставки, говорит эксперт:

“Операторы не могут сейчас установить СОРМ, даже если имеют финансовые возможности для этого. Ужесточение регулирования заставило бы их уйти с рынка”.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru