Ученые обнаружили уязвимость в системах квантовой криптографии

Норвежский Университет Науки и Технологии и Эрлангенский университет совместно с  Институтом имени Макса Планка по науке света в Эрлангене в настоящий момент разработали и протестировали метод, с помощью которого уязвимости системы квантовой криптографии могут быть использованы злоумышленниками.

Исследования поводились в рамках сотрудничества с ведущим производителем ID Quantique.
Квантовая криптография это технология, которая позволяет передавать криптографический ключ по оптической сети, безопасность которой основана на законах квантовой физики. Технология построена на принципе неопределенности Гейзенберга, который гласит, что любая попытка внедрения в канал передачи (т.е. произвести измерения), приведет к ее нарушению и обнаружению принимающей стороной. Эта технология была открыта в середине 80х, впервые продемонстрирована спустя несколько лет и, наконец, в начале настоящего столетия внедрена в коммерческие продукты .

Хотя в основе квантовой криптографии лежат законы квантовой физики, что обеспечивает ее безопасность, так же необходимо обеспечить безопасность системы при ее реализации - это обстоятельство часто упускаются из виду, считает Герд Лихс, профессор Эрлангенского  университета и Института Макса Планка по науке света.

В настоящее время НУНТ совместно с командой из Эрлангена разработали метод, удаленного контроля за передачей компонентов ключа, применимого для большинства известных сегодня криптографических систем. В основе этого метода лежит использование возможной уязвимости системы – лавинного фотодиода (ЛФД), используемого в качестве детектора единичного фотона, который применяется в системах квантовой криптографии.

Как сообщил Вадим Макаров, ученый занимающийся исследованиями в области криптографии, входящий в состав группы ученых Quantum Hacking group при НУНТ, в отличие от ранее проведенных исследований в этой области, эксперимент был поставлен на реальной модели. Метод перехвата работает и был протестирован на MagiQ Technology's QPN 5505 и ID Quantique Clavis2, результаты оказались пложительными.

В рамках сотрудничества с ID Quantique, исследователи поделились полученными результатами с компанией до выхода публикации. После чего ID Quantique совместно с НУНТ разработали и провели тестирование мер противодействия.

Ученые двух лабораторий будут продолжать тестирование на безопасность для квантовой криптографии, найденного ID Quantique решения. Как сообщил Грегори Риборди, генеральный директор ID Quantique, тестирование является неотъемлемой частью разработки новой технологии безопасности и тот факт, что метод уже сегодня применим к квантовой криптографии, означает своевременность данной технологии.

Следствие по делу о REvil в России зашло в тупик

Как стало известно «Ъ», расследование деятельности предполагаемых участников группировки REvil, об аресте которых в январе сообщила ФСБ России, приостановилось. Американские коллеги так и не предоставили информации о жертвах и причиненном ущербе, поэтому подозреваемых можно обвинить только махинациях с банковскими картами двух граждан США, разыскать которых не представляется возможным.

Напомним, аресты в России были проведены с подачи американцев в рамках сотрудничества двух стран по вопросам кибербезопасности. В ходе недавнего интервью замглавы Совбеза РФ Олег Храмов рассказал «Российской газете», что в прошлом году заокеанские партнеры попросили под любым предлогом арестовать «главного хакера» — россиянина по фамилии Пузыревский, и предоставили его IP-адрес.

Российским спецслужбам удалось выяснить, что речь идет о рестораторе Данииле Пузыревском из Санкт-Петербурга. Попутно были идентифицированы 13 предполагаемых соучастников операций REvil, а также установлены две жертвы. Ими оказались проживающие в США мексиканцы, у которых подозреваемые, по версии следствия, дистанционно украли деньги, впоследствии потратив их в интернет-магазинах, с оплатой товаров по электронным средствам связи.

В России возбудили уголовное дело в соответствии с ч. 2 ст. 187 УК (неправомерное использование средств платежа в составе преступной группы), однако на том все и остановилось. Американская сторона, по словам Храмова, так и не предоставила обещанных дополнительных доказательств и даже не подтвердила ущерб от вымогательства. Более того, россиянам сообщили, что США в одностороннем порядке выходят из совместной рабочей группы и закрывают канал связи.

Адвокат одного из задержанных решил воспользоваться затишьем и добиться освобождения своего клиента. С этой целью он обратился к Храмову, отметив, что в уголовном деле до сих пор нет потерпевших и не указан ущерб, причиненный обвиняемыми. Допросов в СИЗО не проводится, поэтому защита просит генерала посодействовать в изменении меры пресечения, а затем — в прекращении уголовного преследования.

«На мой взгляд, разумным выходом из этой ситуации была бы сделка обвиняемых с Генпрокуратурой, — заявил «Ъ» автор прошения Игорь Вагин. — В ее рамках фигуранты получили бы освобождение от уголовной ответственности».

Адвокат также отметил, что изъятые денежные средства по условиям сделки могли бы быть потрачены на благие нужды, а «уникальный опыт» фигурантов дела наверняка пригодился бы российским спецслужбам.