Как русскоязычные киберпреступники крадут деньги у всего мира

Как русскоязычные киберпреступники крадут деньги у всего мира

За последние четыре года русскоязычные киберпреступники украли более 790 миллионов долларов США. А если прибавить к этому все хищения, совершенные ими же в рамках масштабной кампании Carbanak, то общая сумма украденного превысит 1,7 миллиарда долларов.

Такую оценку дали эксперты «Лаборатории Касперского» по результатам исследования особенностей киберпреступлений, совершаемых русскоговорящими группировками (речь идет не только о гражданах России, но также о жителях стран бывшего СССР). Свои выводы специалисты компании изложили в отчете «Русскоязычная финансовая киберпреступность: как это работает», который стал первым в серии исследований специфики киберпреступлений в разных странах мира.

Примечательно, что русскоязычные кибермошенники орудуют не только на внутреннем рынке. В зону их интересов входит без преувеличения весь мир. К примеру, в настоящее время «Лаборатория Касперского» расследует деятельность нескольких русскоговорящих кибергруппировок, которые активно атакуют организации как в России, так и в США, Великобритании, Австралии, Франции, Италии и Германии. О приоритетах преступников свидетельствует и тот факт, что большую часть своих нечестно заработанных денег, а именно 500 миллионов долларов, они получили за пределами постсоветского пространства.     

В период с 2012 по 2015 гг. правоохранительные органы разных стран мира задержали около 160 человек, имеющих гражданство России или соседних с ней государств, которых подозревают в совершении финансовых киберпреступлений. При этом эксперты «Лаборатории Касперского» полагают, что в течение этих четырех лет в подобной незаконной деятельности участвовало около 1000 человек, проживающих в России и сопредельных государствах. Исходя из данных, полученных в ходе расследований финансовых киберинцидентов, специалисты установили, что в настоящее время в русскоговорящей киберпреступной среде насчитывается не более 20 лидеров различных группировок. И большая часть из них до сих пор не поймана.    

Киберкражей денег занимаются как одиночки, так и организованные группы, численность которых может доходить до 40 человек. Структура и распределение ролей в таких организованных кибергруппировках подчиняются строгой иерархии. В «штате» помимо сугубо IT-профессионалов, отвечающих за создание вредоносного софта и настройки инфраструктуры, есть также люди, в чьи обязанности входит непосредственно кража денег (так называемые заливщики) и последующее их обналичивание или перевод на счета мошенников (дроповоды). 

«В отличие от многих своих иностранных собратьев, русскоговорящие киберпреступники не зацикливаются лишь на локальных целях. Они действительно являются проблемой мирового масштаба, и мы полагаем, что исходящая от них угрозы будет только расти в ближайшее время. Этому в частности способствует девальвация рубля, – отмечает Руслан Стоянов, руководитель отдела расследования компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского». – Единственный эффективный способ противодействия финансовой киберпреступности – это объединение усилий правоохранительных органов, специалистов в области информационной безопасности и представителей финансового сектора. «Лаборатория Касперского» имеет непревзойденный опыт в борьбе с русским киберандеграундом. Наши эксперты распознают новые вредоносные тенденции и уловки еще до того, как они получают широкое распространение, и мы используем все свои знания и наработки для того, чтобы сражаться с русскоязычной киберпреступностью на мировом уровне». 

Госдума приняла в первом чтении два закона об ответственности в сфере КИИ

Госдума приняла два закона, уточняющих составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с ненадлежащей эксплуатацией объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В ряде случаев ответственность за такие нарушения смягчается. Законопроекты № 1071997-8 и № 1071966-8 были внесены в Госдуму в ноябре 2025 года группой депутатов.

Принятые нормативные акты уточняют положения статьи 274.1 Уголовного кодекса РФ, которая касается нарушения правил эксплуатации объектов КИИ.

Часть деяний авторы предлагают декриминализировать и отнести к административным правонарушениям. Основной мотив таких изменений — снизить риск оттока кадров из организаций, являющихся субъектами КИИ, где значительная доля сотрудников фактически выступает пользователями систем, подпадающих под жёсткое регулирование.

«Представляется обоснованным внесение изменений в части 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, уточняющих объективную сторону состава преступления в части определения общественно опасных последствий в форме уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 1071997-8. — Вместе с тем действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в силу отсутствия определения вреда как признака состава преступления, не позволяет объективно оценивать его наличие либо отсутствие».

Как отмечают авторы, предлагаемые изменения основаны на анализе сложившейся судебной практики по статье 274.1 УК РФ. Она показывает, что суды, как правило, трактуют вред КИИ как копирование либо изменение информации в соответствующих системах.

В рамках законопроекта № 1071966-8 предлагается декриминализировать все нарушения правил эксплуатации КИИ, которые не привели к очевидному ущербу, и перевести их в разряд административных правонарушений.

Согласно статистике, собранной директором технического департамента RTM Group Фёдором Музалевским, около 10% дел по статье 274.1 УК РФ по итогам 2021 года были возбуждены из-за случайных или неосознанных действий без корыстного мотива. Кроме того, как показывают данные Судебного департамента за последние пять лет, реальные сроки лишения свободы по этой статье назначаются крайне редко и носят единичный характер.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru