Кто Grabit аккаунты Facebook, Skype, Gmail и Outlook

Специалисты «Лаборатории Касперского» обнаружили новую нацеленную на предприятия СМБ-сегмента кибершпионскую кампанию, получившую название Grabit, в рамках которой были украдены тысячи учетных записей от разнообразных сервисов у сотрудников небольших организаций, в основном расположенных в Таиланде, Индии и США.

Следы киберопераций Grabit также обнаружены в других странах: ОАЭ, Германии, Израиле, Канаде, Франции, Австрии, Шри-Ланке, Чили и Бельгии.

Заражение осуществляется с помощью рассылки почтовых сообщений с вложенным файлом, выглядящим как документ Microsoft Office Word – на деле, кликнув по нему, пользователь скачивает шпионскую программу со взломанного злоумышленниками сервера, который они используют для распространения вредоносных программ. Киберпреступники контролируют действия своих жертв с помощью кейлоггера HawkEye – коммерческой утилиты для слежки авторства группы HawkEyeProducts, а также конфигурационного модуля, содержащего ряд инструментов удаленного управления.

«Мы наблюдаем множество кибершпионских кампаний, нацеленных на корпорации, государственные службы и другие заметные организации. При этом Grabit наглядно демонстрирует, что охота идет не только за крупной добычей – в цифровом мире любое предприятие может быть интересно той или иной киберпреступной группировке. Кампания Grabit все еще активна, поэтому владельцам бизнеса крайне важно проверить компьютеры своей сети на наличие его следов. Используемый в Grabit кейлоггер накопил тысячи реквизитов доступа из сотен зараженных систем – угрозой такого уровня нельзя пренебрегать», – говорит Идо Наор, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Иллюстрацией масштаба кибероперации Grabit служит собранная «Лабораторией Касперского» статистика: всего на одном управляющем сервере злоумышленников было обнаружено 2997 паролей, 1053 электронных письма, 3023 имен пользователей от 4928 различных серверов (внутренних и внешних), включая учетные записи Outlook, Facebook, Skype, Google Mail, Pinterest, Yahoo, LinkedIn и Twitter, а также ряда банковских счетов.

Стоящие за Grabit злоумышленники непоследовательны: не прилагая особых усилий для сокрытия своей активности (некоторые образцы использовали одинаковый хостинг-сервер и даже одинаковые учетные записи для доступа к нему, подрывая собственную безопасность), они, тем не менее, используют сложные приемы, чтобы скрыть свой код от аналитиков. Это наводит на мысль о том, что за операцией стоят специалисты разного уровня – кто-то из них явно больше беспокоится об анонимности, чем остальные. Эксперты «Лаборатории Касперского» полагают, что кто бы ни отвечал за разработку вредоносного кода, он не был написан с нуля.

Для защиты от Grabit рекомендуются следующее следующие меры:

  • Следует проверить путь C:\Users\<PC-NAME>\AppData\Roaming\Microsoft, и если в этом каталоге найдутся исполняемые файлы, компьютер может быть заражен. 
  • Системная конфигурация Windows не должна содержать упоминание grabit1.exe в таблице загружаемых при старте системы приложений. Запустите утилиту msconfig, и убедитесь, что в отображаемых записях отсутствует grabit1.exe.
  • Не открывайте вложения и ссылки, которые получаете от неизвестных контактов. Также не стоит перенаправлять их кому-то еще – таким образом вредоносная программа распространяется по корпоративной сети. Лучше попросить помощи IT-администратора.
  • Используйте самые современные защитные решения.
Anti-Malware TelegramПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Никто не заметил, но Apple тоже ограничила блокировщики рекламы

Многие пользователи возмутились, когда узнали, что Google планирует ограничить возможности блокировщиков рекламы в браузере Chrome. Однако мало кто заметил, что схожие меры уже ввели в Safari, при этом Apple даже не подверглась критике.

На протяжении последних полутора лет Apple постепенно нивелировала работу блокировщиков рекламы в браузере Safari. Именно к такому подходу многие пользователи выразили резко негативное отношение в случае с Google.

Судя по всему, Apple оказалась чуть более прозорлива, чем американский поисковой гигант, поскольку купертиновцы не стали предавать свои планы огласке.

Вместо этого руководство Apple долго кормило нас разговорами о защите конфиденциальности пользователей. Если бы корпорация упомянула, что эффективность блокировщиков рекламы пострадает, реакция людей была бы совсем иной.

Все началось с того, что Apple несколько лет назад представила App Extensions — механизм, с помощью которого приложения могут внедрить свои возможности в другие программы.

По словам компании из Купертино, App Extensions должен работать в тандеме с технологией Content Blocker, которая была представлена в iOS 9 в 2013 году. 

На деле это значит, что приложения и расширения могут использовать API Content Blocker, который будет диктовать Safari, какой контент блокировать перед отображением веб-страницы. Блокировка будет осуществляться на основании набора правил.

После того как Apple на протяжении нескольких лет опробовала эти две функции, в компании поняли: разработчики, создающие расширения для Safari, больше не нужны. Вместо этого они могут просто задействовать приложения в App Store, чтобы обеспечить пользователей Safari дополнительными функциями.

Таким образом, предыдущая экосистема расширений оказалась устаревшей. В результате в середине 2018 Apple объявила окончание поддержки «устаревших» расширений.

К концу 2018 года Safari начал выводить следующее предупреждение: «Safari отключил расширения, которые могут замедлить работу вашего браузера».

Естественно, одними из таких «устаревших» расширений оказались и блокировщики рекламы. При этом большинство пользователей даже не обратили на это внимание, так как им рассказывали только о преимуществах нововведений.

В начале месяца стало известно, что Mozilla решила не следовать примеру Google в отношении новой политики блокировки рекламы. Компания-разработчик браузера Firefox продолжит поддерживать расширения для блокировки рекламного контента.

Anti-Malware TelegramПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru