Личные данные россиян обязали хранить только в России

Личные данные россиян обязали хранить только в России

Поправки в законодательство о персональных данных нижняя палата приняла во вторник в первом чтении. Их авторами выступили первый зампред комитета ГД по информационной политике Вадим Деньгин (ЛДПР), член этого комитета Александр Ющенко (КПРФ) и зампред комитета по безопасности Андрей Луговой (ЛДПР).

Если проект вступит в силу, операторам в обязанность будет вменено «обеспечение записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан... в базах данных информации, расположенных на территории РФ, а также указывать сведения о месте расположения таких баз данных», – говорится в пояснительной записке.

Следовательно, крупные иностранные интернет-компании, располагающие базами данных российских пользователей (например, Twitter, Facebook, Booking.com), должны будут открыть свои филиалы в России для хранения персональных данных россиян, пояснял РИА «Новости» Александр Ющенко. Он отметил, что в случае принятия закон вступит в силу в 2016 году, поэтому у компаний будет достаточно времени, чтобы открыть свои дата-центры в РФ.

«Если вы за три месяца не удалили свою переписку из «Твиттера», она сразу переходит в США на серверы и хранится там. Отсюда пришла инициатива Деньгину, Луговому и Ющенко, чтобы заставить подобные компании хранить такие данные в России. Поверьте мне, большинство россиян хотят, чтобы их данные оставались на территории Российской Федерации», – сказал Вадим Деньгин, представляя инициативу на заседании Госдумы.

Ранее Деньгин отмечал, что иностранные государства «владеют полностью всей информацией, перепиской, фотографиями наших граждан». «Мы беспокоимся за безопасность личных данных граждан Российской Федерации и не нарушаем абсолютно никакого законодательства и уж тем более морально-этических норм», – заявлял ранее газете ВЗГЛЯД Деньгин.

Никто не хочет, чтобы их личные данные, в том числе переписка в социальных сетях, были использованы какими-то мошенниками, вскрывшими сайт на территории, допустим, США. Не секрет, что большинство социальных сетей и поисковиков физически расположены на серверах на территории Соединенных Штатов Америки, в Европе, добавил парламентарий. «Мы должны обезопасить себя. Естественно, эта инициатива положительно встречена общественностью»,– отметил Деньгин.

Если закон вступит в силу, Роскомнадзор сможет – на основании вступившего в силу судебного акта – ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением российского закона. Внесенные поправки определяют порядок ограничения доступа к такой информации. В целях ограничения доступа к этой информации предлагается создать черный список – реестр нарушителей прав субъектов персональных данных.

«Законопроект важный и своевременный», – заявил «Интерфаксу» первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. Он подчеркнул, что «безопасность персональных данных россиян – это одна из основополагающих вещей, такие данные должны быть защищены, в том числе и законами РФ».

Парламентарий отметил, что схожую позицию занял недавно и Высший суд Евросоюза, который предписал Google обеспечить удаление личной информации по запросу пользователя. Решение Высшего суда Евросоюза подтверждает, что это является не только российской, но и общеевропейской тенденцией в сторону защиты персональных данных пользователей во всех странах, сказал Левин. Он также подчеркнул, что предложения по созданию дата-центров на территории РФ обсуждались в Госдуме еще до вынесения решения Высшим судом Евросоюза.

«У нас давно с Роскомнадзором – единая позиция, рассчитанная на то, что крупные международные компании в интернет-сфере должны не только создавать представительства в РФ, но и в принципе быть заинтересованными в российской аудитории. А они заинтересованы», – сказал он.

По мнению Левина, такие компании получают в России доходы с рекламы, что «также коррелирует с решением Высшего суда Евросоюза». «Если компания зарабатывает на территории РФ, значит, она ведет деятельность на территории РФ, значит, она должна рассматривать не только необходимость открывать офисы, но и создавать здесь хранилища», – сказал политик, передает vz.ru.

Как и Ющенко, Леви полагает, что положения данного законопроекта касаются таких компаний, как Twitter, Facebook. Депутат также подчеркнул, что два года, отведенные законопроектом до вступления его положений в силу, – достаточный период и для открытия офисов, и для создания хранилищ на территории РФ.

 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Тест Softline: Яндекс Браузер выявил 85 из 100 фишинговых сайтов

Эксперты ГК Softline провели ежегодное исследование, чтобы проверить, насколько хорошо популярные браузеры распознают фишинговые сайты — страницы, с помощью которых злоумышленники крадут личные данные пользователей. В тесте участвовали Chrome, Яндекс Браузер, Firefox, Opera, Edge, Safari на iOS, а также предустановленные Samsung Internet и Mi Browser на Android.

Согласно результатам проверки, Яндекс Браузер оказался самым эффективным: десктопная версия обнаружила 85 из 100 мошеннических сайтов, а мобильная — более 75.

Для сравнения, Chrome с антифишинговым расширением на десктопе выявил 44 угрозы, а без него — всего 8. Остальные браузеры показали следующие результаты:

  • Safari — 9 выявленных страниц,
  • Firefox — 8,
  • Opera — 6,
  • Edge — 5.

На платформах Android показатели оказались самыми низкими: Mi Browser определил два фишинговых сайта, а Samsung Internet — всего один. При этом браузеры на iOS продемонстрировали заметное улучшение по сравнению с прошлым годом.

Как проводилось исследование

Тестирование проходило в условиях, максимально приближенных к реальным. На смартфонах использовались физические устройства, а не эмуляторы. В основу легла выборка из 100 актуальных фишинговых страниц, предоставленных сервисом CyberDef от Infosecurity. Сайты с невалидными сертификатами исключались, чтобы результаты не искажались.

Особое внимание уделялось скорости реакции браузеров. Эксперты отправляли на проверку новые фишинговые сайты в течение нескольких часов после их обнаружения — ведь такие страницы живут недолго и часто исчезают уже в первый день.

Кого чаще всего подделывают

Почти половина (46%) фишинговых сайтов имитировала банки и инвестиционные платформы, ещё 13% — страницы соцсетей и мессенджеров, а 12% — опросы и голосования.

По словам специалистов, злоумышленники активно эксплуатируют известные бренды и актуальные темы вроде искусственного интеллекта и криптовалют, а схемы становятся всё сложнее.

«Сегодня мошеннические кампании часто состоят из нескольких этапов: сначала пользователя заманивают под видом розыгрыша или курса, а потом под предлогом оплаты или подтверждения выманивают деньги и данные. Чтобы казаться надёжными, такие сайты нередко показывают фейковые уведомления о “защищённом соединении”», — отмечают эксперты Softline.

Что используют браузеры для защиты

Современные браузеры применяют разные технологии против фишинга. Например, Safe Browsing в Chrome, SmartScreen в Edge и нейросетевые фильтры в Яндекс Браузере.

В отличие от старых систем, которые полагались на «чёрные списки» сайтов, новые механизмы анализируют содержимое страницы в момент загрузки, что помогает быстрее реагировать на появление фальшивых ресурсов.

Главный вывод исследования: даже при развитии встроенных технологий защиты пользователям стоит оставаться внимательными и не вводить личные данные на сомнительных сайтах, особенно если ссылка пришла в сообщении или письме.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru