Закон обяжет строить «облака» для госорганов на территории России

Закон обяжет строить «облака» для госорганов на территории России

Минкомсвязи представило на общественное обсуждение законопроект, регламентирующий предоставление «облачных» услуг властным структурам России. Законопроект представляет собой перечень изменений к действующему ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Его основное содержание - это перечень норм, которые закон распространит на операторов «облачных сервисов», работающих с российскими клиентами.

Существенная часть из них относится к нормам по предоставлению «облачных» услуг органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам, управляющим государственными внебюджетными фондами (например, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования), сообщает cnews.ru.

Закон выделяет два вида «облачных» услуг, оказываемых властным структурам: предоставление в пользование типового программного обеспечения и информационных систем (типовые услуги), и предоставление вычислительных мощностей (далее - услуги размещения специализированных информационных систем).

Проект закона содержит длинный список требований к операторам, которые оказывают услуги властным структурам.

Помимо требований к финансовой устойчивости компаний, наличия лицензий на ПО и прав собственности или долгосрочной аренды (на 49 лет) не менее чем на два ЦОДа, обращают на себя внимание два важных требования.

Во-первых, согласно документу, операторы, работающие с госорганами обязаны обладать двумя видами лицензий: на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и предоставлению услуг связи (которая выдается ФСТЭК) и на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств (которую выдает ФСБ).

Второе интересное требование, предъявляемое облачным операторам, работающим с госвластью, федеральными фондами и местным самоуправлением - это российская регистрация юридического лица и присутствие их облачной инфраструктуры на территории России.

Помимо облачных провайдеров, удовлетворяющих требованиям закона, документ дает право работать с властными структурами особому подрядчику, названному в тексте документа «Гарантирующим поставщиком услуг облачных вычислений».

По замыслу разработчиков законопроекта из Минкомсвязи, гарантирующим поставщиком облачных услуг называется юрлицо, обязанное заключить договор на оказание услуг облачных вычислений с любым обратившимся к нему органом государственной власти, местного самоуправления или внебюджетным фондом. Гарантирующий поставщик должен будет оказывать услуги госорганам по установленным государством предельным тарифам.

Имени гарантирующего поставщика документ не называет. Порядок его определения будет установлен Правительством РФ, уточняет закон.

Объемы рынка облачного рынка России в 2012 г. считала компания IDC, которая в своем отчете IDC Russia Cloud Services Market 2013-2017 Forecast and 2012 Competitive Analysis оценила его как $208,9 млн при росте более 70%. По определению IDC, этот рынок включает операционные (по подписке) и проектные услуги, реализованные в рамках публичных, частных, виртуальных частных облаков, их комбинаций.

По данным исследования Parallels, объем СМБ-рынка облачных услуг в России в 2012 г. составил 15,6 млрд руб. ($466 млн), причем на инфраструктуру в этом объеме приходилось 5,8 млрд руб. ($174 млн).

Комментируя законопроект, директор по альянсам компании Parallels в России, Ближнем Востоке и Африке Константин Анисимов отметил существенные ограничения в отношении провайдеров облачных услуг для госзаказчиков (российскую принадлежность, инфраструктуру на территории России, показатели финансовой устойчивости, два аттестованных ЦОДа, предельные тарифы на облачные услуги для госзаказчиков).

В то же время в отношении провайдеров облачных услуг для частных клиентов каких-либо ограничений в законопроекте не предусмотрено.

Кроме того, законопроект предусматривает разграничение ответственности провайдеров и пользователей - как частных, так и государственных. Большинство международных провайдеров привыкли к ограничениям своей ответственности в договорах с пользователями, и если эти ограничения в России не будут действовать, то цены для российских пользователей, скорее всего, будут выше, говорит Анисимов.

Законопроект выглядит как подготовка миграции инфраструктуры органов государственной власти в облака, полагает Константин Анисимов. Сейчас им для этого просто не хватает нормативной базы: данные госорганов должны храниться на территории Российской Федерации, а законопроект расписывает, каким именно образом это можно организовать в отношении облачных услуг.

Государство упорядочивает варианты, благодаря которым государственные органы могут пользоваться современными услугами, и это очень положительная тенденция для будущего облачного рынка в России.

Констатин Анисимов приводит аналогию облачного бизнеса с банковской отраслью: «начать обслуживание в России любому иностранному банку не так-то просто, для этого зарубежный банк должен открыть юридическое лицо в России. Точно также все организовано и с другими типами услуг, и облачные услуги перестанут тут быть исключением».

По словам Анисимова, Россия «по ряду причин» не самый перспективный рынок для строительства центров обработки данных сторонних компаний, но, тем не менее, закон «в какой-то мере будет способствовать развитию локальных игроков и услуг, если такие поставщики появятся».

Всеволод Егупов, руководитель отдела продаж ИКТ решений интегратора T-Systems («дочки» Deutsche Telekom) отмечает «недостаточно однозначные» определения законопроекта.

Он говорит, что накладываемые документом ограничения касаются лишь оказания услуг госсектору, который в России не генерирует значительного объема спроса на облачные сервисы. Госкомпании, если и переводили данные в «облака», то исторически предпочитали ЦОДы на территории России.

Вряд ли благодаря этому закону произойдет перераспределение рынка, говорит Егупов, поскольку лидирующие провайдеры, оказывающие облачные услуги в госсекторе, уже определились.

Максим Каминский, технический директор облачного оператора CTI отмечает, что использование «облаков» для государственных структур - это неизбежность, и появление позиции государства в вопросе использования «облаков» в госсекторе «создает четкие и понятные рамки». Компания CTI со своей стороны готова предлагать «облачные» услуги государству, осталось дождаться окончательно сформулированных условий для работы», - прокомментировал Максим Каминский, технический директор CTI. 

Новая группировка PseudoSticky рассылает зловред от имени ОПК и судов

Аналитики команды Threat Intelligence компании F6 рассказали о новой кибергруппировке, которая атакует российские организации из сфер ретейла, строительства, науки и приборостроения. Группу назвали PseudoSticky — за сходство с почерком известной проукраинской APT-группировки Sticky Werewolf. Однако, по мнению исследователей, речь, скорее всего, идёт о сознательной мимикрии.

Первая активность PseudoSticky была зафиксирована в ноябре 2025 года. Тогда злоумышленники распространяли архив «Изделие-44 ДСП.rar».

По данным F6, в создании вредоносных файлов могли использоваться нейросети (LLM). В дальнейшем стало ясно, что это не разовая атака, а полноценная кампания с собственным набором инструментов и инфраструктурой. В одном из случаев атакующие даже использовали название Sticky Werewolf в качестве пароля к архиву.

Для понимания контекста: Sticky Werewolf (она же MimiStick, Angry Likho, PhaseShifters) действует с 2023 года и известна рассылками зловреда от имени госструктур. Целями обычно становятся предприятия энергетики, промышленности, ОПК, строительства и транспорта. PseudoSticky явно старается выглядеть «похоже», но технические детали указывают на другую группу.

В декабре 2025 года атаки пришлись на компании из сфер ретейла и строительства. Письма рассылались с легитимного адреса ИТ-компании из Владимирской области — вероятно, скомпрометированного. Вложения маскировались под документы, например «Лицензия.PDF.rar», внутри — DarkTrack RAT. Это троян удалённого доступа с широкими возможностями: кейлоггер, управление рабочим столом, доступ к веб-камере и микрофону, работа с файлами.

 

В январе 2026 года злоумышленники сменили инструмент и начали использовать Remcos RAT — известный с 2016 года троян, который применяют десятки кибергрупп. Тогда же расширился и круг целей: под удар попали научно-исследовательские организации.

Одно из писем содержало архив «Отчет по НИОКР 1427-18 (шифр АИСТ).PDF.rar» с документами-приманками. В названиях фигурировали реальные индексы военной техники, например проект «Аист». При этом в документах обнаружились странности — упоминание несуществующих предприятий и следы украинских региональных настроек («Офіс» в параметрах стиля). Всё это говорит о продуманной легенде, но с техническими огрехами.

 

В феврале 2026 года атаки продолжились. Злоумышленники рассылали письма с темами вроде «Конструкторская документация по БЛА "ИТАЛМАС" (Изделие-54)» или «Извещение о судебном заседании…». В качестве отправителей использовались скомпрометированные адреса, а также домены, визуально похожие на сайты официальных органов. В одном случае письмо пришло якобы от «Челябинского завода двигателей для авиации» — компании, которой в реальности не существует.

По оценке F6, атакующие целенаправленно используют реальные или взломанные почтовые ящики, чтобы повысить доверие к рассылке. Одновременно они имитируют стиль и инструменты Sticky Werewolf, пытаясь запутать исследователей и усложнить атрибуцию.

В компании отмечают: практика маскировки под известные группировки — не редкость. Отличить мимикрию от реальной связи можно только при детальном анализе инфраструктуры, кода и тактик.

Подробности кампаний PseudoSticky и индикаторы компрометации опубликованы в блоге F6.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru