В 2012 году компании потеряли миллиарды евро из-за утечек информации

В 2012 году компании потеряли миллиарды евро из-за утечек информации

Zecurion Analytics представляет результаты ежегодного исследования утечек информации за 2012 год. Всего в мире зарегистрировано 825 внутренних инцидентов информационной безопасности, общий ущерб от которых составил $20,083 млрд. 



Несмотря на незначительное снижение размера финансового ущерба от одной утечки информации с $25,13 млн в 2011 году до $24,34 млн в 2012 году, на протяжении последних лет сохраняется общая тенденция роста затрат пострадавших компаний. Согласно прогнозам Zecurion Analytics, такая тенденция сохранится и в будущем. В 2013 году рост ущерба от утечек будет обусловлен ужесточением штрафных санкций за разглашение персональных данных в Евросоюзе и России. 

«В России штрафуют не за утечку информации как таковую, а за нарушение закона, — говорит Владимир Ульянов, руководитель Аналитического центра компании Zecurion. — С одной стороны, даже если ничего не утекло, но информация «плохо лежит», компания может заплатить штраф. С другой стороны, даже серьёзный инцидент, затронувший десятки тысяч человек, часто остаётся безнаказанным. Чтобы мотивировать компании заниматься защитой персональных данных было бы разумно изменить подход и налагать санкции не только за несоблюдение бумажных нормативов, но и за реальные инциденты». 

В прошлом году по сравнению с 2011 годом существенно изменился отраслевой профиль утечек. Чаще всего информация утекала из образовательных заведений (20,1%), госсектора (16,9%), предприятий торговли (12,4%) и медучреждений (12,3%). Годом ранее больше всего данных «теряли» медицинские организации (20,4% в 2011 году). 

Наиболее распространённый канал утечек в 2012 году — это веб-сервисы (20,5%). Существенно возросла доля утечек через ноутбуки и планшеты (16,5% в 2012 году против 10,1% в 2011). В свою очередь процент утечек через электронную почту упал до минимального значения за последние несколько лет, с 17,8% в 2010 году до 5,8% в 2012 году. Последняя тенденция обусловлена широким распространением технических средств для фильтрации и архивирования почты. Кроме того, сами пользователи сегодня более ответственно подходят к передаче корпоративной информации через электронную почту. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru