Вредоносные программы предпочитают Android

Вредоносные программы предпочитают Android

2011 год стал одним из самых значимых за всю историю существования вредоносных программ для мобильных устройств. В этот период эксперты «Лаборатории Касперского» зафиксировали взрывной рост количества зловредов для мобильных платформ. Такой скачок был обеспечен в основном за счет повышения внимания вирусописателей к ОС Android, которая теперь стала основной платформой для распространения мобильных зловредов. Историю развития вредоносных программ для Android описали вирусные аналитики «Лаборатории Касперского» во время мероприятия «Вирусные итоги и прогнозы».



Троянские программы для Android впервые появились в августе 2010 года. До июня 2011 их количество исчислялось десятками, что составляло незначительную часть в общей массе вредоносных программ для мобильных устройств. Лидерство по количеству зловредов до этого времени удерживала платформа J2ME, которая используется в большинстве простых мобильных телефонов. Однако уже в июле 2011 эксперты «Лаборатории Касперского» зафиксировали более чем двукратное численное преимущество зловредов для Android по сравнению с J2ME. В 3-м квартале 2011 года стало ясно, что вирусописатели окончательно сделали выбор в пользу «зеленого робота». В этот же период международная исследовательская компания Gartner зафиксировала абсолютное лидерство Android-устройств в мире: рыночная доля смартфонов под управлением этой ОС составила 52,3%. Таким образом, с начала 2011 года число вредоносных программ для Android выросло более чем в 100 раз, и сейчас их насчитывается более 2500.

Сегодня количество зловредов для Android составляет около 59% в общей массе вредоносных программ для мобильных устройств. Потерявшая позиции лидера по количеству заражений платформа J2ME идет следом с результатом примерно в 30%. Несмотря на то, что угрозы для Symbian развивались уже несколько лет, их количество сейчас составляет всего 8%. Остальные платформы, включая Windows Mobile, наименее всего интересуют вирусописателей, на их долю приходится около 3% .

«Android стал «любимой» платформой вирусописателей по достаточно очевидной причине – значительный рост количества мобильных устройств, работающих под ее управлением, – комментирует ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Масленников. – Возвращаясь на несколько лет назад, можно провести аналогию с популярностью Symbian у вирусописателей. В 2004-м, 2005-м, 2006-м годах, когда была первая волна вредоносных программ для мобильных устройств, Symbian был единоличным лидером среди мобильных операционных систем. Сегодня таким лидером является Android, что находит отражение в появлении и развитии новых угроз».

Еще одной «головной болью» 2011 года стали вредоносные программы в официальном магазине приложений Android. Первый случай появления вредоносных программ был зафиксирован в марте 2011 года, после чего зловреды начали регулярно появляться на Android Market. Популярность этой платформы, простота разработки программного обеспечения и его распространения через официальный источник привели к большому числу скачиваний инфицированных программ и соответственно заражений мобильных устройств на базе ОС Android.

«Вне всякого сомнения, мы стоим на пороге значительных вирусных эпидемий на мобильных Android-устройствах», – заключает Денис Масленников.

Новый сложный Linux-зловред VoidLink нацелен на облака и контейнерные среды

Исследователи из Check Point обнаружили ранее неизвестный модульный инструмент для проведения атак, способный длительно, скрытно и надежно работать в облачных и контейнерных средах на основе Linux.

Анализ показал, что VoidLink, как его называют создатели, — это фреймворк, состоящий из загрузчиков, написанного на Zig импланта, руткитов и десятков плагинов, доступных по умолчанию и привязанных к кастомному API. Аналогичный подход наблюдался у Cobalt Strike.

Гибкая, модульная архитектура позволяет авторам атак по мере надобности расширять и изменять функциональность тулкита, умеющего определять основные облачные сервисы (AWS, Google Cloud, Microsoft Azure, Alibaba, Tencent) и соответствующим образом адаптировать свое поведение, обнаружив запуск в контейнере Docker или поде Kubernetes.

У VoidLink имеются и другие OpSec-механизмы: шифрование неиспользуемого кода, самоудаление при стороннем вмешательстве, сокрытие вредоносной активности с помощью руткитов режима пользователя и ядра.

Обмен вредоноса с C2 может осуществляться по разным каналам. Он поддерживает HTTP/HTTPS, WebSocket, ICMP, DNS-туннелирование, а также умеет составлять зараженные узлы в многосвязные (ячеистые) или p2p-сети.

Возможность добавления к основному коду плагинов, общим числом 37, позволяет оператору выполнять в облаках различные задачи, от разведки и закрепления до горизонтального перемещения по сети (через SSH с помощью украденных ключей) и обхода защиты путем стирания следов непрошеного вторжения.

 

Новый инструмент атаки, об авторстве которого можно косвенно судить по использованию китайского языка в оформлении админ-панелей, активно поддерживается и развивается. Цель его использования пока неясна: реальных заражений не выявлено.

По всей видимости, создатели VoidLink собираются коммерциализировать свой продукт. Предусмотренная возможность кражи учеток Git позволяет использовать новинку против разработчиков софта — с целью хищения конфиденциальных данных либо для проведения атак на цепочки поставок.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru