Скрипт-атака руками пользователя

Скрипт-атака руками пользователя

...

Специалисты антивирусной компании Sophos сообщают о новой мошеннической атаке, которая предпринимается против участников сети Facebook. Средства психологического манипулирования, которые применяют злоумышленники, вполне обычны; тем не менее, есть в этом нападении и ряд не совсем стандартных черт.


Приманкой для пользователей служит старая, избитая, но по-прежнему популярная идея - "посмотрите, кто посещал вашу страницу". Фальшивые приложения такого рода появляются в известной соцсети с завидной регулярностью; участники же, мечтающие узнать, кто чаще всех заходит к ним в профиль, столь же регулярно попадаются к мошенникам на крючок. Обычно жертву просят установить ложную Facebook-программу и предоставить ей доступ ко странице; однако попадаются и другие интересные варианты.

Один из таких случаев - "Официальное приложение для просмотра профилей", ссылка на которое находится на странице пользовательской группы Social Tagging Worldwide. Участнику, решившемуся перейти по такой ссылке, будет отображено окно с просьбой "пройти 5-секундную проверку безопасности" - якобы для того, чтобы подтвердить свое членство в социальной сети. В случае согласия появится другое окно примерно следующего вида:


(изображение из первоисточника nakedsecurity.sophos.com)

Как можно заметить, жертву просят расположить в адресной строке обозревателя некий "уникальный идентификатор", после чего нажать клавиши F6 и Enter. На вид в этих инструкциях нет ничего инфернального; однако за процедурой "перетаскивания" или копирования-вставки скрывается далеко не безобидная операция - в адресную строку помещается вовсе не набор цифр, а полноценный код на JavaScript, который после нажатия кнопки ввода исполняется в контексте загруженной в браузер страницы. Он, в свою очередь, вызывает другой скрипт, в результате чего все друзья жертвы автоматически получают спам-приглашения в определенную группу на Facebook.

Формально эта атака напоминает межсайтовое исполнение сценариев, но с одной разницей: нежелательное содержимое не подгружается с постороннего ресурса, а вставляется пользователем, который в этой ситуации фактически сам же и помогает злоумышленнику совершить нападение. Современные системы борьбы с XSS, на какой бы стороне они ни стояли (хоть пользователя, хоть сервера, который он посещает), на подобный вариант не рассчитаны и помочь пока ничем не могут.

Naked Security @ Sophos

Письмо автору

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru