Сервисы проверки контрагентов и деловой репутации в 2025

Обзор систем и сервисов для проверки деловой репутации юридических лиц

Обзор систем и сервисов для проверки деловой репутации юридических лиц

Сотрудничество с недобросовестными партнерами может нанести ущерб бизнесу. Проверка деловой репутации юридических лиц и ИП помогает снизить вероятность блокировки финансовых операций и прочие риски. Для оценки благонадежности партнеров и контрагентов можно использовать специальные сервисы.

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Важность проверки деловых партнеров
  3. Что умеют сервисы проверки партнеров и контрагентов
  4. Как развивается мировой рынок сервисов проверки партнеров и контрагентов
  5. Какая ситуация сложилась на российском рынке проверки деловой репутации
    1. 5.1. Birank
    2. 5.2. Casebook
    3. 5.3. FIRA PRO
    4. 5.4. SabyProfile
    5. 5.5. «Главбух Контрагенты»
    6. 5.6. «Глобас»
    7. 5.7. «ДельтаБезопасность»
    8. 5.8. «Интегрум»
    9. 5.9. «ИРБИС»
    10. 5.10. «Контур.Фокус»
    11. 5.11. «Моё дело. БЮРО»
    12. 5.12. «СПАРК»
  6. Решения от иностранных вендоров
  7. Выводы

Введение

Сотрудничество с новыми партнерами всегда сопряжено с финансовыми и репутационными рисками для бизнеса. В нынешних условиях недостаточно запросить пакет учредительных документов фирмы — за внешним благополучием и безупречными бумагами может скрываться что угодно. 

Например, если компания-партнер проходит процедуру банкротства, то все ее сделки могут быть в будущем оспорены. А из-за взаимодействия с контрагентом, замеченным в сомнительных операциях, таких как обналичивание крупных сумм, банк может ограничить дистанционное обслуживание, даже если вы ведете бизнес полностью прозрачно. 

Чтобы убедиться в том, что потенциальный партнер не замешан в мошеннических схемах, можно воспользоваться информационными сервисами и аналитическими системами для проверки деловой репутации юридических лиц. Такие ресурсы позволяют проверять российские и зарубежные компании, ИП и юридических лиц, с предоставлением развернутой аналитики и подсветкой негативных факторов.

Важность проверки деловых партнеров

При выборе контрагента следует проявлять должную осмотрительность, т.е. использовать все законные возможности для проверки его благонадежности в качестве налогоплательщика. Хотя понятие должной осмотрительности при проверке контрагента не определено в Налоговом кодексе РФ, оно было введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53

С 2017 года, после дополнения НК РФ статьей 54.1, а точнее в связи с публикацией письма ФНС России 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», был введен новый стандарт осмотрительного поведения — коммерческая осмотрительность. Однако требования для предпринимателей фактически не изменились, только теперь соблюдение осмотрительности при выборе партнеров стало признано обязательным тестом добросовестности налогоплательщика.

Любая компания должна изучить сведения о партнере до установления с ним хозяйственных отношений, т.е. проверить и зафиксировать необходимый объем информации в отношении контрагента перед заключением сделки, а также систематически отслеживать его деятельность и финансовые показатели на протяжении всего периода взаимодействия. Отсутствие (или наличие) должной осмотрительности при выборе нового контрагента или продления договора с действующим партнером нередко играет ключевую роль при выдвижении обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.

Кроме того, Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на выявление источников незаконного обогащения, борьбу с обналичиванием средств, полученных таким путем, и совершением противоправных финансовых операций — спонсированием террористов, экстремистов и распространителей оружия.

В соответствии с этим законом, банковские организации обязаны осуществлять постоянный мониторинг и пресекать сомнительные финансовые операции своих клиентов. При возникновении подозрений банк вправе потребовать у обслуживаемой организации пояснения и запросить подтверждающие документы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны ответить на такой запрос в установленный срок (чаще всего, это 7 рабочих дней). Непредоставление запрашиваемой информации является основанием для применения банком ограничительных мер.

С 2022 года требования к проверке контрагентов и финансовой прозрачности бизнес-операций дополнительно ужесточились. Банк России внедрил систему классификации клиентов по уровню риска, выделив три категории:

  1. К категории минимального риска («зеленая зона») относят компании, ни разу не замеченные в подозрительных операциях, т.е. ведущие финансовую деятельность прозрачно. По статистике регулятора, к данной категории относится порядка 97 % всех субъектов предпринимательской деятельности.
  2. Категория умеренного риска («желтая зона») присваивается организациям, за которыми были зафиксированы единичные случаи проведения операций, вызывающих вопросы у регулятора, но в целом ведущим легальную хозяйственную деятельность.
  3. К категории высокого риска («красной зоне») относят субъекты, систематически совершающие сомнительные финансовые операции. Такие компании с высокой долей вероятности могут быть вовлечены в противоправную деятельность.

При совпадении оценки обслуживающего банка и Центробанка относительно отнесения клиента к категории с высоким риском, банк обязан применить к нему комплекс ограничительных мер. В соответствии с п. 5 ст. 7.7 № 115-ФЗ, такие меры включают приостановку операционной деятельности клиента, полное прекращение дистанционного банковского обслуживания и блокировку электронных платежей.

Перечисленные факторы указывают на то, что запросив аналитическую сводку по будущему партнеру в сервисе или системе мониторинга, компания может не только самостоятельно управлять комплаенс-рисками, но обезопасить себя от претензий со стороны контролирующих органов (Центробанка, ФНС России, Росфинмониторинга и пр.), а при необходимости — предоставить доказательства отсутствия злого умысла (неосмотрительного поведения) в ходе судебного разбирательства. 

Что умеют сервисы проверки партнеров и контрагентов

Зная реквизиты компании, информацию о ней можно проверить по государственным базам данных самостоятельно. Для этого есть специальные онлайн-сервисы, например:

  • Банк данных исполнительных производств (база ФССП России).
  • Единая информационная система в сфере госзакупок (ЕИС «Закупки»).
  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
  • Картотека арбитражных дел (КАД) и др.

Для удобства ведения предпринимательской деятельности также были запущены платформы «Знай своего клиента» от Банка России и «Прозрачный бизнес» от ФНС. Первый сервис выдает информацию о принадлежности юрлица или ИП к той или иной группе риска, второй — отражает комплексную информацию о налогоплательщике и его финансовой деятельности. 

Наличие перечисленных онлайн-сервисов и открытый доступ к государственным базам данных значительно облегчили задачу оценки новых деловых партнеров. Однако гораздо удобнее воспользоваться специальными сервисами проверки контрагентов (СПК) и увидеть всю интересующую информацию о компании в виде готового отчета, а также просмотреть сведения о возможных рисках. Такие сервисы обобщают информацию из десятков источников, позволяя моментально получить аналитическую сводку по интересующей вас компании.

При помощи СПК можно проверить полные реквизиты компании, узнать виды деятельности, которыми она занимается (коды ОКВЭД), посмотреть бухгалтерскую отчетность за последний год, удостовериться в отсутствии задолженностей перед ФНС и ФССП, изучить информацию по участию в судебных разбирательствах и госзакупках. Также можно выяснить, когда зарегистрирована фирма, менялись ли за последний год состав ее учредителей, руководитель и юридический адрес. Такая функциональность позволяет эффективно выявлять фирмы-однодневки, подставные организации и подозрительных контрагентов. 

Это далеко не все возможности продуктов этого класса: также они предоставляет расширенную аналитику по многим другим факторам риска, а некоторые из них — могут выстраивать собственные прогнозы и давать рекомендации относительно целесообразности сотрудничества с оцениваемым партнером. 

Как развивается мировой рынок сервисов проверки партнеров и контрагентов

В англоязычных источниках сервисы проверки контрагентов ранее называли Counterparties Check Services (CPC). Однако в связи с расширением их функциональности сейчас чаще встречается термин Counterparty Due Diligence Services (CDD). Поэтому в этом обзоре мы будем ссылаться на исследования мирового рынка Counterparty Due Diligence Services.

Согласно докладу Verified Market Reports, в 2024 году объем мирового рынка сервисов проверки контрагентов составил 2,5 миллиарда долларов США, а к 2033 году он вырастет до 5,6 млрд. Его совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) оценивается аналитиками в 9,8 %.

 

Рисунок 1. Прогноз роста рынка CDD (источник: verifiedmarketreports.com)

Прогноз роста рынка CDD

 

Немного меньшие цифры приведены в докладе Market Research Intellect. Это аналитическое бюро оценило объем рынка Counterparty Due Diligence Services на 2024 год в 1,5 миллиарда долларов. По прогнозу, в 2033 году он достигнет 3,2 млрд. При этом ежегодный прирост в 2026–2033 годы прогнозируется таким же, что и в выше рассмотренном докладе — 9,5 %.

 

Рисунок 2. Темпы роста рынка CDD (источник: marketresearchintellect.com)

Темпы роста рынка CDD

 

Несмотря на то, что цифры аналитических площадок разнятся, они говорят о стабильном приросте данного сегмента, хотя он сравнительно небольшой по сравнению с другими — например, если сопоставить его с размером рынка систем резервного копирования

Какая ситуация сложилась на российском рынке проверки деловой репутации

Все СПК действуют по одному и тому же принципу — запрашивают информацию из открытых баз данных и составляют сводный аналитический отчет. Услугу проверки контрагентов предоставляют как крупные финансовые платформы, так и специализированные площадки. Однако возможности систем и сервисов проверки деловой репутации юридических лиц могут существенно различаться, как и принципы их функционирования.

В связи с этим можно использовать следующую классификацию:

  • Онлайн-сервисы для быстрого поиска информации по названию фирмы, ИНН или ОГРН.
  • Модули в составе корпоративных систем (on-premise).
  • Облачные решения с предоставлением доступа по подписке (SaaS).

К первой группе можно отнести:

  • Seldon.Basis,
  • Rusprofile,
  • «Всероссийский бизнес-центр» (ВБЦ),
  • «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС»,
  • «Квериком», 
  • «Репутация»,
  • «Т-Банк Проверка контрагента»,
  • «СберРейтинг»,
  • «Синапс»,
  • «Точка Досье»,
  • «Чекко» и многие другие информационно-аналитические системы.

Подобные онлайн-сервисы могут представлять собой самостоятельный информационный ресурс (например, «Чекко») или выступать в качестве одной из функций, предоставляемых площадкой — например, такие сервисы предусмотрены на порталах финансовых услуг «Банки.Ру» и «Сравни.Ру». 

Некоторые из вышеперечисленных сервисов полностью бесплатны и не требуют регистрации — например, «Квериком». Другие для предоставления более детальной информации по контрагенту предлагают пользователю пройти авторизацию на сайте (например, ВБЦ) или приобрести полный доступ — к конкретному досье или ко всем возможностям онлайн-платформы на определенный временной интервал (например, «Точка Досье»).

К системам, реализованным в виде модулей в составе корпоративных систем относятся, в частности, «1С:Контрагент» и «1СПАРК Риски» (эти решения можно использовать совместно), а также Directum RX. При этом стоит отметить, что первый вариант актуален исключительно для пользователей 1С, а быстрая проверка контрагентов в Directum RX организована при помощи API «Контур.Фокуса».

В этом обзоре мы не будем касаться этих специализированных модулей, а рассмотрим облачные решения с доступом по подписке (SaaS), состоящие в реестре российского ПО, с возможностью получения расширенной аналитики и предоставлением пользователям различных дополнительных преимуществ.

К таким решениям можно отнести:

  • Birank,
  • Casebook,
  • Fira Pro,
  • SabyProfile (бывший «СБИС»),
  • «Главбух Контрагенты»,
  • «Глобас»,
  • «ДельтаБезопасность»,
  • «Интегрум»,
  • «ИРБИС»,
  • «Контур.Фокус» и другие сервисы СКБ «Контур» («Контур.Компас», «Контур.Призма», «Контур.Светофор»),
  • «Моё дело. БЮРО»,
  • «СПАРК» и другие сервисы «Интерфакса» («СКРИН Контрагент», «СКАУТ» и SCAN).

Стоит отметить, что этот список не является исчерпывающим. Также в настоящем обзоре мы не преследовали цель сравнить между собой продукты, а лишь рассмотрели популярные решения СПК на российском рынке.

 

 

Birank

Birank представляет собой онлайн-сервис для анализа контрагентов, предоставляющий комплексные и актуальные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях на территории России. Компания-разработчик «Биранк» имеет аккредитацию Минцифры России и более чем 10-летний опыт работы в сфере ИТ. 

Сервис Birank осуществляет проверку организаций по данным государственных реестров, включая ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Он проверяет информацию Росстата, арбитражные дела, исполнительные производства ФССП и налоговые данные. Функциональность Birank позволяет всесторонне оценить благонадежность контрагента, проанализировать его участие в судебных производствах, финансовое состояние и другие значимые показатели. Главное назначение сервиса — снижение рисков при установлении деловых отношений и работе с новыми партнерами.

 

Рисунок 3. Выгрузка информации по контрагенту в системе Birank

Выгрузка информации по контрагенту в системе Birank

 

В системе доступен поиск организаций по ИНН, ОГРН, юридическому адресу или фамилии руководителя. Сервис включает дополнительные возможности, такие как выявление аффилированных лиц. Поддержка API-интеграции позволяет автоматизировать процедуры проверки контрагентов в корпоративных информационных системах.

Особенности продукта: 

  • Обнаружение связей фирмы с юридическими и физическими лицами (аффилированности контрагента).
  • Интеграция с корпоративными системами через программный интерфейс (API).
  • Простой интерфейс, наглядное руководство пользователя в виде иллюстраций.
  • Единый тариф — годовая подписка без ограничений количества проверок.
  • Бесплатный демодоступ по запросу.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 15300 от 25.10.2022).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

Casebook

Casebook — это система для мониторинга судебных дел и проверки контрагентов. Она осуществляет проверку контрагента, используя более 40 источников данных: базы данных судов, ФНС, Росстата, Федресурса, ФССП и других. Система оценивает 35+ факторов риска и прогнозирует состояние компании-партнера в будущем.

Ее особенность — подробный анализ судебной активности предприятий. Система предоставляет подробную статистику по исковой нагрузке в динамике, сравнивает с положением конкурентов в отрасли. Достаточно подписаться на контрагента, чтобы не пропустить изменения в составе его учредителей, начало судебного разбирательства или заявление о признании компании банкротом.

 

Рисунок 4. Дашборд системы Casebook

Дашборд системы Casebook

 

Для быстрого поиска контрагентов у Casebook есть собственная база, в которую входит более 7 млн компаний. Задать поиск можно по 30+ параметрам, используя логические операторы «и»/«или». Также можно искать сведения по фамилии директора, размеру выручки, уставному капиталу, региону или деталям судебного дела и т.д.

Особенности продукта: 

  • Автоматизированный мониторинг контрагентов и получение мгновенных уведомлений о рисковых событиях.
  • Гибкие фильтры и логические операторы для настройки отслеживания изменений.
  • Представление аффилированных связей компании в виде графа глубиной до 30 колен на интерактивной схеме.
  • Интеграция с календарями для контроля судебных заседаний, генерация отчетов по судебным делам за заданный период.
  • 2 тарифа под различные задачи — Standard и Pro. В тарифе Pro дополнительно реализована возможность подачи обращений в арбитражный суд, ознакомления с материалами электронного дела, работа с онлайн заседаниями (участие, мониторинг событий).

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 8559 от 30.12.2020, № 8560 от 30.12.2020).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

FIRA PRO

FIRA PRO — информационно-аналитическая система для поиска информации о субъектах предпринимательской деятельности в режиме реального времени. Для получения сведений о компаниях она использует 14 источников и оценивает контрагентов по 6 уровням риска.

Через API сервис можно интегрировать в различные системы управления взаимодействием с клиентами (CRM). Это позволяет автоматизировать процесс получения информации о контрагентах, поскольку можно вести мониторинг по заданному пользователем списку предприятий. Также ИАС отображает взаимосвязи предприятия, оценивая аффилированность как между юридическими, так и между физическими лицами.

 

Рисунок 5. Веб-интерфейс информационно-аналитической системы FIRA PRO

Веб-интерфейс информационно-аналитической системы FIRA PRO

 

FIRA PRO отличается такими дополнительными сервисами, как анализ рынка, мониторинг продаж и анализ конкурентов. Например, она может искать аналогичные компании, сопоставимые по роду деятельности и масштабу бизнеса. Также в системе заложена возможность оценки финансовых рисков и кредитоспособности на основе загруженных бухгалтерских документов.

Особенности продукта: 

  • Есть возможность проверки контрагента-нерезидента. При покупке дополнительной опции можно получить кредитно-финансовую справку о зарубежном партнере.
  • Обучающие видеоматериалы для пользователей по работе с системой.
  • Наличие модуля «Трансфертное ценообразование», который можно использовать для обоснования своей ценовой политики перед ФНС.
  • Гибкая система тарифов. Есть варианты подписки на 1, 3, 6 месяцев или год. Можно купить доступ к конкретной карточке предприятия или получить доступ ко всей базе на 24 часа.
  • Демодоступ к общим сведениям предоставляется сразу же (критерии поиска ограничены 1000 предприятиями).

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 10554 от 17.05.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

SabyProfile

Saby (ранее СБИС) — комплексная платформа для автоматизации и управления бизнесом, разработанная российской компанией «Тензор». Она обеспечивает широкий спектр возможностей для цифровизации и оптимизации рабочих процессов. Платформа функционирует на основе облачных решений, что позволяет применять ее на различных устройствах без необходимости установки на локальные серверы.

SabyProfile — инструмент для улучшения взаимодействия с клиентами и контрагентами. Сервис за пару минут собирает информацию из 280 источников. Он обобщает сведения о реквизитах, владельцах, финансовом положении, стоимости бизнеса и других актуальных данных контрагентов. Чтобы работать с подходящими компаниями, можно настроить проверку по нужным критериям.

 

Рисунок 6. Оценка надежности потенциального контрагента в системе SabyProfile

Оценка надежности потенциального контрагента в системе SabyProfile

 

Наличие API открывает широкие возможности для интеграции: можно выгружать базы Saby со сведениями о контрагентах по API в любую учетную систему, с которой работает фирма (1C, SAP, CRM, ERP и т.д.). Это дает возможность компаниям сократить временные затраты и сэкономить ресурсы, одновременно повысив точность и ускорив обработку информации.

Особенности продукта: 

  • Наличие мобильного приложения позволяет проводить проверку прямо во время деловых переговоров.
  • Гибкие настройки и возможность интеграции с другими популярными сервисами и системами, такими как 1С.
  • Возможность поиска новых клиентов и экономия до 10 часов в месяц на формировании клиентской базы.
  • Наличие 5 тарифных пакетов с градацией стоимости в зависимости от срока подписки. 
  • Демоверсия предоставляется по запросу, бесплатный доступ к системе для СМИ.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 332 от 08.04.2016).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«Главбух Контрагенты»

«Главбух Контрагенты» — сервис для проверки деловой надежности компаний. Он не только собирает информацию из 51 реестра госорганов, но и анализирует уровень риска по специальным математическим моделям, учитывая при этом специфику региона, вид деятельности и некоторые другие факторы.

Сервис позволяет сформировать по каждому контрагенту отчет для ФНС, который должен быть у бухгалтера, независимо от надежности компании и давности сотрудничества с ней. Также он формирует индивидуальный пакет документов под каждый налоговый риск для доказательства должной осмотрительности.

 

Рисунок 7. Оценка рисков работы с контрагентом в системе «Главбух Контрагенты»

Оценка рисков работы с контрагентом в системе «Главбух Контрагенты»

 

Сервис оценивает факторы риска сотрудничества по 400 критериям и выдает досье по каждому контрагенту. Риски, заложенные в сервис, обусловлены требованиями налогового законодательства, а также анализом судебной практики.

Особенности продукта: 

  • Предоставление, помимо данных о контрагенте, конкретных рекомендаций о том, стоит ли с ним работать. 
  • Ежеквартальная проверка контрагентов по методике ФНС (согласно письму № БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021).
  • Собственный «умный» светофор — шестицветная шкала рисков. 
  • Оценка рисков, которые по анализу судебной практики могут привести к доначислениям налогов.
  • Наличие двух тарифов — базового и премиального. Подарок за подписку на сервис — обучение по защите бухгалтерии от налоговых рисков и доначислений.
  • Бесплатный доступ к возможностям сервиса на 3 дня.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 3934 от 05.09.2017).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«Глобас»

Система «Глобас» разработана компанией Creditinform. Она предназначена для проверки отечественных и зарубежных контрагентов, а также предупреждения предпринимательских рисков. Система содержит сведения о 33 миллионах российских предпринимателей (юрлиц и ИП) и 550 миллионах компаний по всему миру.

Также «Глобас» дает возможность компаниям оценить деятельность конкурентов и общую ситуацию в отрасли. Можно провести сравнительный анализ конкурентов, проанализировать платежеспособность и экономическое развитие фирм, изучить информацию по госконтрактам и закупкам, создать стоп-листы негативно зарекомендовавших себя поставщиков и т.п.

 

Рисунок 8. Оценка коэффициента ликвидности компании в системе «Глобас»

Оценка коэффициента ликвидности компании в системе «Глобас»

 

Используя API, можно передавать данные из сервиса в используемую корпоративную систему («Битрикс24», 1C, «Директум», «Диасофт, «Элма» и пр.) без покупки новой лицензии и затрат на дополнительное оборудование. 

Особенности продукта: 

  • Информация из более 50 проверенных источников.
  • Возможность настроить фильтры и сформировать выборку предприятий по собственным критериям.
  • Интеллектуальный поиск даже по неполным данным и неточным критериям.
  • Проверка санкционных рисков, в т.ч. комплаенса всех контрагентов одним списком.
  • Бесплатный тестовый доступ к системе на 3 дня, отправка презентации после регистрации.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 19300 от 23.09.2023).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«ДельтаБезопасность»

«Дельтаинком» — аккредитованная Минцифры российская ИТ-компания. Их сервис «ДельтаБезопасность» создан для детальной проверки контрагентов и соискателей по более чем 120 источникам, с соблюдением требований 152-ФЗ. Поиск информации возможен по ИНН, регистрационному номеру СФР и другим кодам, наименованию компании или ФИО, телефону, email и т.д.

Досье на контрагента формируется автоматически и может быть дополнено пользователем иной необходимой информацией. При этом, если стандартного набора полей в системе недостаточно, их несложно добавить. Внесенные данные можно проверить на подлинность и получить дополнительную информацию. Помимо классических методов, в «ДельтаБезопасности» используются возможности OSINT и искусственного интеллекта. Проверяемым лицам рассчитывается скоринговый балл. Система предоставляет как актуальные, так и ретроспективные данные, а также оснащена обучающими модулями и подсказками.

 

Рисунок 9. Интерфейс системы «ДельтаБезопасность»

Интерфейс системы «ДельтаБезопасность»

 

Пользователи могут хранить рабочие файлы внутри безопасной рабочей среды и обмениваться в ней информацией. Это упрощает доступ к данным и обеспечивает непрерывность процесса проверки контрагентов между различными отделами одной компании. Все действия и доступы пользователей организации, а также взаимный обмен информацией подконтрольны администратору.

Интерфейс системы позволяет полностью адаптировать рабочее пространство под индивидуальные предпочтения и сценарии проверки. Сохранение личных настроек дает возможность быстро переключаться между пользовательскими шаблонами.

Особенности продукта:

  • Скоринговая система оценки.
  • Использование OSINT и технологий искусственного интеллекта.
  • Использование, помимо базовых, собственных алгоритмов проверки.
  • Единая рабочая среда для сотрудников одной компании с гибкой системой обмена данными и контроля.
  • Настройка интерфейса системы под нужды пользователя.
  • Интеграция через API в любую систему учета контрагентов (1С, SAP, CRM и др.).

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 5376 от 06.05.2019).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«Интегрум»

«Интегрум» — поисково-аналитическая система для поиска информации по компаниям, ИП, физлицам, тендерам и контрактам, СМИ и соцсетям. Она осуществляет поиск по базе из 29 млн компаний и индивидуальных предпринимателей, поэтому подходит для проверки новых партнеров и мониторинга действующих контрагентов.

Поисково-аналитическая система работает на базе «Нейро-Интегрума» — ИИ-платформы, разработанной на физическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Эта платформа продемонстрировала высокую эффективность при решении задач анализа и моделирования в биологии, экономике, социологии и прочих областях.

 

Рисунок 10. Графический навигатор связей компании в системе «Интегрум»

Графический навигатор связей компании в системе «Интегрум»

 

Ключевая особенность системы — возможность анализировать медиа, проводить мониторинг СМИ и соцсетей. Самообучающаяся система, построенная на базе нейронной сети, может использоваться для упрощения работы специалистов по связям с общественностью и маркетингу в соцсетях, кадровиков, сотрудников служб безопасности, а также менеджеров по закупкам.

Особенности продукта:

  • Инструмент «экспертная оценка» для экспресс-анализа надежности компании и выявления факторов риска.
  • Интерактивная динамическая схема для всестороннего изучения аффилированности компаний и персон.
  • Графическое представление связей учредителей, руководства и сотрудников компании, с учетом всей их деловой истории.
  • Возможность автоматизировать проверку через API.
  • Демодоступ предоставляется по запросу.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 8241 от 28.12.2020).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«ИРБИС»

«ИРБИС» — аналитический сервис для комплексной проверки физических лиц, включая ИП и самозанятых, фирм и объектов недвижимости. Платформа разработана для оценки надежности соискателей, деловых партнеров и минимизации коммерческих рисков при сотрудничестве.

При помощи сервиса можно осуществлять просмотр и анализ данных из десятков официальных источников, включая все суды общей юрисдикции России, ЕГРЮЛ / ЕГРИП и пр. Система агрегирует данные о налоговых задолженностях, участии в процедурах банкротства и других факторах, влияющих на надежность деловых партнеров. Это позволяет пользователям оценить правовую активность контрагентов как физических лиц, получать детальную информацию о финансовом состоянии организаций, их судебной истории и других значимых аспектах деятельности.

 

Рисунок 11. Информация о контрагенте-физлице в системе «ИРБИС»

Информация о контрагенте-физлице в системе «ИРБИС»

 

В основе сервиса лежат современные аналитические алгоритмы и технологии машинного обучения, которые помогают быстро провести анализ контрагента без ручного поиска информации. Помимо базовой проверки контрагентов, система предлагает функциональность для анализа рисков, выявления взаимосвязей между людьми, организациями и проверки участия в государственных закупках.

Особенности продукта:

  • Использование машинного обучения для подсказок и прогнозов.
  • Интеграция через API для выгрузки отчетов в клиентские системы.
  • Наличие 3 тарифов («лайт», «деловой», «бизнес»), градация стоимости в зависимости от количества проверок и дополнительных возможностей.
  • Возможность подключения дополнительных услуг — например, проверка организаций из 245 стран (Казахстана, Беларуси и др.), предоставление информации об объекте недвижимости или истории перехода прав по объекту.
  • Демодоступ для юрлиц на 24 часа и проведение 10 бесплатных проверок, а также индивидуальная презентация продукта и обучение от представителя разработчика.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 14305 от 26.07.2022).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«Контур.Фокус»

«Контур.Фокус» — сервис для комплексной проверки деловых партнеров. Он предоставляет оперативный доступ к достоверной информации, помогая бизнесу минимизировать финансовые и юридические риски перед заключением сделок. Сервис получает данные непосредственно из официальных государственных источников (ФНС, Росстат, ЕГРЮЛ и др.), благодаря чему пользователи всегда работают с актуальной информацией. 

Разработчики предусмотрели возможность подключения через API к различным корпоративным системам. Решение совместимо как со стандартными учетными платформами, так и нетиповыми, включая отраслевые решения и собственные разработки.

 

Рисунок 12. Оценка деятельности компании в системе «Контур.Фокус»

Оценка деятельности компании в системе «Контур.Фокус»

 

Функциональность API позволяет автоматизировать ключевые процессы работы с контрагентами. Система способна самостоятельно проверять новых партнеров, вносить сведения в корпоративные базы данных и отслеживать изменения в реквизитах или статусе существующих контрагентов. Такая автоматизация значительно сокращает временные затраты сотрудников и снижает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором.

«Контур.Фокус» помогает соблюдать требования 115-ФЗ и проверять контрагентов по санкционным спискам. Для этого в нем есть маркеры автоматической проверки для моментального выявления рисковых факторов в работе компании, в том числе нахождения в санкционных списках.

Особенности продукта: 

  • Инструмент «Пульс‑индекс» для быстрой оценки вероятности банкротства и отслеживания изменений финансового состояния контрагента. 
  • Экспресс‑отчет проверки контрагентов по системе «Светофор» с подсветкой наиболее существенных фактов в их коммерческой деятельности.
  • Возможность подключения дополнительных модулей — например, проверки информации по физлицам или предоставления бизнес-справок по компаниям из 169 стран.
  • Гибкая настройка подписки — различные тарифы на доступ к сервису на постоянной или периодической основе.
  • Демодоступ к сервису на 2 дня.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 508 от 29.04.2016).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«Моё дело. БЮРО»

«Моё дело. БЮРО» — сервис готовых решений в области бухгалтерского и налогового учета, кадровой и правовой тематики, предназначенный для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Чтобы убедиться в надежности контрагента и сделать правильный выбор, он оценивает его деятельность по 40 риск-факторам. При этом сервис позволяет не только оценить риски работы с новым партнером, но также сформировать досье на контрагента и протокол должной осмотрительности.

 

Рисунок 13. Проверка контрагентов в системе «Моё дело. БЮРО»

Проверка контрагентов в системе «Моё дело. БЮРО»

 

Используя API, можно настроить интеграцию с любой системой, которая используется в организации (1С, CRM, SAP, ABS, ERP и т.д.), и получать данные о компаниях и предпринимателях в автоматическом режиме.

Особенности продукта: 

  • Проверка до 100 организаций одновременно с выдачей информации в формате краткого анализа с удобной подсветкой рисков.
  • Заполнение реквизитов по любому контрагенту в автоматическом режиме.
  • Оповещения об изменениях в деятельности контрагентов (банкротство, открытие исполнительного производства, внесение в особые реестры ФНС и т.д.).
  • Наличие базового и комплексного тарифа.
  • Демодоступ ко всем возможностям сервиса сразу после регистрации (3 бесплатные проверки).

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 26303 от 12.02.2025).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

 

«СПАРК» 

«СПАРК» — это сервис по оценке рисков и обеспечению экономической безопасности бизнеса, разработанный агентством «Интерфакс». В его базе данных есть информация о почти 300 млн компаний из более чем 220 стран мира, включая Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Молдавию и пр.

«СПАРК» агрегирует все имеющиеся данные о контрагентах, извлекая из них важные для анализа элементы. В режиме единого окна сервис предоставляет прямой доступ к сведениям из бюро кредитных историй, нотариальных реестров и Росреестра. Кроме того, он анализирует деловую репутацию контрагента на основе упоминаний в СМИ.

 

Рисунок 14. Пример поисковой выдачи в системе «СПАРК» 

Пример поисковой выдачи в системе «СПАРК»

 

Сервис дает возможность сравнить до 5 организаций, используя ключевые критерии оценки: масштаб деятельности, профиль бизнеса, финансовое состояние, а также показатели рисков. Также к его возможностям относится выявление аффилированных связей, проверка контрагентов в соответствии с внутренними регламентами организаций, анализ рынка при помощи выборок компаний. За счет наличия API сервис можно интегрировать в корпоративную информационную систему.

Особенности продукта:

  • Наличие мобильного приложения в качестве карманного риск-анализатора.
  • Встроенный сервис управления санкционными рисками.
  • Анализ деловой репутации контрагентов и оценка рисков на основании сообщений в СМИ.
  • Многомерная экспресс-оценка контрагентов и их благонадежности на основе собственных индексов и скорингов (например, индекса должной осмотрительности).
  • Демодоступ предоставляется по запросу. Можно бесплатно проверить собственную компанию и посмотреть, какая информация имеется о ней в базах данных. 

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 12387 от 27.12.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

Решения от иностранных вендоров

Необходимость проверять отечественных и зарубежных партнеров, соблюдая при этом требования экспортного контроля актуальна для всех стран, поэтому сервисы проверки контрагентов распространены повсеместно.

Выше мы ссылались на доклады Verified Market Reports и Market Research Intellect. Согласно их данным, ключевыми игроками на мировом рынке Counterparty Due Diligence Services являются:

  • KPMG;
  • Ashurst;
  • Deloitte;
  • Dow Jones;
  • FICO;
  • Equifax;
  • Ernst & Young;
  • Grupo GAT;
  • Kroll;
  • LexisNexis;
  • MFEX;
  • PricewaterhouseCoopers;
  • Refinitiv;
  • RPS Group;
  • RSM US;
  • S&P Global;
  • Thomson Reuters;
  • Verisk Analytics;
  • Yole Group;
  • Zeidler Group.

Однако этот список нельзя считать исчерпывающим, поскольку оценка вендоров зависит от сервиса аналитики. 

Отдельно стоит отметить, что многие зарубежные решения делают сейчас акцент на такой функции, как выявление компаний под санкциями ЕС и США, что неактуально для российских пользователей. В то же время многие отечественные СПК обладают возможностью сформировать досье на иностранную компанию и проверить ее отсутствие в санкционных списках со стороны РФ.

Выводы

Несмотря на то, что проверить контрагента по открытым источникам можно самостоятельно, использование специализированных сервисов мониторинга существенно облегчает эту задачу. Однако не нужно забывать, что СПК — лишь инструмент, поэтому не стоит подходить к такой проверке формально. 

Хотя системы и сервисы для проверки деловой репутации юридических лиц оценивают множество критериев, предоставленные ими результаты следует тщательно проанализировать. Конечно, они обнаружат несуществующие компании, фирмы-однодневки и другие очевидные проблемы. Однако только проведение тонкой аналитики позволяет выявить признаки различных мошеннических или коррупционных схем, которые могут быть расценены как необоснованное получение налоговой выгоды, даже если по документам компания чиста. Например, СПК вряд ли смогут выявить факты дробления бизнеса или привлечения подставных лиц.

Важно отметить, что отчеты, сформированные системами и сервисами проверки контрагентов принимаются в качестве подтверждения должной осмотрительности при возникновении судебных разбирательств, связанных с деятельностью контрагентов. Поэтому их использование позволяет в достаточной мере обезопасить свой бизнес.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru