150 000 Android-девайсов заразились вредоносом через сервисы сокращения URL

150 000 Android-девайсов заразились вредоносом через сервисы сокращения URL

Разработчик антивирусного софта ESET предупредил пользователей об опасности, которую могут представлять сервисы сокращения ссылок. В частности, эксперты выявили источник заражения в рекламных объявлениях на подобных ресурсах.

В период с 1 января по 1 июля 2021 года специалисты ESET отметили загрузку более 150 тысяч образцов вредоносной программы FakeAdBlocker, нацеленной на мобильную операционную систему Android.

Наибольшее количество пострадавших пользователей было зафиксировано в России, Казахстане и Украине. Во всех случаях жертвы получали вредонос в систему после перехода по рекламным ссылкам, размещённым на сервисах для сокращения URL.

В этой кампании фигурирует приложение FakeAdBlocker, которое, попав на устройство, загружает дополнительные зловреды вроде банковских троянов Cerberus, Ginp и TeaBot, после чего запускает в фоне злонамеренных процессы.

Помимо этого, FakeAdBlocker может заполнять событиями календарь на Android-девайсе. Эти события ведут на другие вредоносные веб-сайты, содержащие контент для взрослых и мошеннические сообщения.

Как отметили в ESET, ситуация осложняется тем, что призвать к ответу сервисы сокращения ссылок очень сложно. Поэтому пользователям стоит быть крайне внимательными при посещении подобных сайтов.

Эксперт GIS, руководитель службы маркетинга компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов рассказал о возможных рисках использования сервисов ссылок:

«Такие ссылки используются преимущественно в интернет-рекламе и SMM, а также когда добавляют UTM-метки, позволяющие собрать информацию об источнике трафика. Они, безусловно, неплохо работают, как маркетинговый инструмент, но не стоит забывать об информационной безопасности процессов.

Обычно компании-разработчики сервисов бесплатных ссылок стараются блокировать переходы по опасным ссылкам, но как мы видим из статистики распространения вирусов, это не всегда может быть эффективно. В первую очередь массовые заражения, как правило, напрямую связаны с несоблюдением правил информационной безопасности пользователями. Многие юзеры скачивают сервисы и программы с сомнительных сайтов, переходя по ссылкам от ненадёжных отправителей, и не используют антивирусы».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Взломщики используют Microsoft Quick Assist для распространения вредоноса

Банда киберпреступников использует приложение Quick Assist от Microsoft в атаках с использованием социальной инженерии. Жертв заржают программой-вымогателем Black Basta.

Представители корпорации из Редмонда заявили, что к данным атакам причастна финансово мотивированная группа Storm-1811, которая развернула свою кампанию еще в середине апреля.

Quick Assist — приложение, установленное по умолчанию в Windows 11, которое позволяет предоставить доступ к своему компьютеру на Windows или macOS другим пользователям через удаленное подключение. Злоумышленники могут выдавать себя за сотрудников техподдержки и обманным путем заставить людей предоставить им полный доступ к целевому устройству. 

В среду компания Microsoft опубликовала сообщение, в котором говорится, что ведется расследование использования приложения в преступных целях. Windows-гигант работает над тем, чтобы не потерять доверие пользователей к сотрудникам службы поддержки Quick Assist. Пока сложно сказать, сколько клиентов пострадало. Чтобы снизить риск мошеннических действий, Microsoft задумывается о включении предупреждающих сообщений в приложении.

Компания напомнила пользователям о возможности блокировки или удаления Quick Assist, а также других инструментов удаленного управления с устройства, если они ими не пользуются.

Клиенты, которые хотят исключить эксплуатацию приложения, могут использовать индикаторы компрометации и запросы для самостоятельного поиска зловредной активности в своих сетях. Например, подозрительное поведение curl, вредоносное использование прокси или инструмента туннелирования.

Специалисты поделились, как проходят атаки. С помощью голосового фишинга преступники Storm-1811 выдают себя за службу техподдержки приложения и убеждают пользователя предоставить доступ к устройству через Quick Assist. Злоумышленники используют разные схемы давления, например, забрасывают  жертву спамом, а потом предлагают помощь в устранении проблемы.

Пользователь предоставляет доступ к своему устройству благодаря ключевой команде и коду безопасности, которым делится преступник. Поделившись экраном и одобрив запрос управления компьютером, жертва помогает мошеннику получить полный контроль.

Далее злоумышленники доставляют вредоносную полезную нагрузку и программу для удаленного мониторинга и управления (RMM).

Постоянный доступ к взломанному устройству дает возможность преступникам перемещаться латерально по сети жертвы. Затем Storm-1811 использует PsExec для развертывания программы-вымогателя Black Basta.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru