Microsoft: В 2020 году мы почти попрощались с паролями

Microsoft: В 2020 году мы почти попрощались с паролями

Microsoft: В 2020 году мы почти попрощались с паролями

Microsoft считает, что 2020 год был в каком-то смысле прорывной. Например, многие ушли от использования паролей для аутентификации. В 2021 году парольная защита потеряет ещё больше приверженцев, считает техногигант.

В 60-х годах прошлого века пароли достаточно неплохо справлялись с защитой файлов пользователей, однако за последние десять лет специалисты не раз критиковали такой способ аутентификации.

В основном критика связана со слабыми комбинациями, которые придумывает большинство пользователей. С этим сложно спорить, поскольку рядовые юзеры так и не поняли всю важность стойких и сложных паролей. В прошлом месяце эксперты назвали самые распространённые слитые пароли 2020 года, и там всё достаточно печально.

Помимо этой проблемы, парольной защитой достаточно сложно управлять в рамках одной организации. Например, аналитики Gartner подсчитали, что около половины всех звонков в службу поддержки касаются вопроса сброса пароля.

Последние несколько лет такие уважаемые корпорации, как Microsoft, Google, Apple пытаются разработать идеальную замену паролям, а курирует беспарольную аутентификацию альянс Fast Identity Online (FIDO).

К слову, 90% сотрудников Microsoft уже используют беспарольные методы аутентификации и систему Windows Hello. Также корпорация из Редмонда подсчитала, что 150 миллионов пользователей по всему миру прибегают к беспарольным методам аутентификации ежемесячно.

Согласно данным Microsoft, в 2020 году 84,7% потребителей задействовали Windows Hello для входа в Windows. Для сравнения — годом ранее эта часть пользователей составляла 69,4%.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru