В эпоху экосистем: как ИТ-гиганты превращаются в интерфейсы нашего быта

...

Интернет исчезает: звучит странно, но цифровая плотность среды сегодня настолько высока, что люди практически не ощущают присутствие диджитал-устройств и сервисов в своей жизни. Те, в свою очередь, стали настолько неотъемлемой частью быта и комфортной жизни, что любые неполадки или ограничения в сети (как бывает, когда госрегулятор пытается применять офлайн-методы контроля в онлайне) вызывают не только раздражение пользователей, но и миллионные убытки со всех сторон: корпораций, государства (как налогополучателя) и клиента, чей доход напрямую зависит от доступности услуг.

Бизнес-среда сегодня находится в авангарде цифровизации: на смену компаниям прошлого поколения приходят новые корпорации, строящие свои бизнес-модели по новым, диджитал-принципам. По словам профессоров MIT Питера Уэйла и Стефании Уорн, существует как минимум четыре бизнес-модели для организаций нового поколения. Различаются они близостью к пользователю, работой над созданием лучшего клиентского опыта, а также участием (или, напротив, неучастием) в экосистеме.

Экосистема, по версии MIT, это совокупность продуктов и услуг в непересекающихся вертикалях: мобильная связь, банкинг, фудтех, стриминг, e-commerce и так далее. В свою очередь, они получают выгоду от сетевого эффекта: единой клиентской базы, кросс-продаж, бренда и цифровых технологий. Рост цифровой плотности уже привел к тому, что доля экосистем превзошла традиционные индустрии: совокупная капитализация топа-10 экосистем мира (Apple, Amazon, Google и так далее) в три раза выше капитализации топа-10 нефтегазовых корпораций (BP, Shell и прочие).

Меняется и потребительская парадигма: пользователь теперь хочет получить все в одном месте, а если это возможно — то и одним нажатием в смартфоне. Наиболее отражающая такой подход бизнес-модель называется «драйвером экосистемы» и сочетает в себе полную интеграцию в экосистему и максимальную близость к пользователю.

Экосистемы легко масштабируются, не имея практически никаких физических ограничений, а самое главное — они успевают за «цифровым пользователем», которому свойственно «ветреное поведение»: «Сегодня я хочу это, а завтра — то». Так онлайн-компании начинают выходить в офлайн, чтобы удовлетворять нарастающие потребности и аппетиты акционеров, «захватывать» все больше сегментов экономики и занимать даже не свойственные себе индустрии. Огромный по масштабу финансовый резерв и доверие потребителей приводят к тому, что крупные ИТ-игроки (цифровые экосистемы) монополизируют целые отрасли, подчиняя свои бизнес-стратегии простой истине, которую озвучил бессменный СЕО Amazon Джефф Безос: «Ваша прибыль — возможность для моего роста».

Интерфейс быта: все в одной кнопке

Доминирование Amazon легко объясняется, если рассматривать ее не с точки зрения обычной компании (пусть даже крупной и глобальной), а с точки зрения коммерческой платформы, экосистемы, ставшей посредником между производителями самых разных товаров или услуг и конечными потребителями. А главный «фокус» Безоса в том, что по мере роста и расширения поглощать или нейтрализовать более традиционных посредников — обычные офлайн-магазины или супермаркеты. Другая сторона успеха Amazon: инвестиции и данные. купить чай оптом от производителя 

Главная цель — нейтрализовать всех конкурентов — даже если и приносит компании Безоса убытки в краткосрочном периоде, в итоге делает Amazon еще более всеприсутствующей. За счет анализа данных (их собирают с помощью различных программ, которые предлагаются пользователю в качестве выгодных подписок, условий и прочего) компания уже знает привычки своих потребителей, а значит, может быть на шаг впереди своих даже потенциальных конкурентов (у них же просто нет возможности и доступа к такому огромному массиву информации). По сути Amazon видит будущее — сервисы, которые, скорее всего, приглянутся их клиентам (или привлекут новых пользователей на платформу)

 

 

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.