Telegram и ТВ лидируют: откуда россияне берут новости по кибербезу

Telegram и ТВ лидируют: откуда россияне берут новости по кибербезу

Telegram и ТВ лидируют: откуда россияне берут новости по кибербезу

Если вы интересуетесь ИТ и инфобезом, скорее всего вы читаете Telegram: среди тех, кто следит за такими темами, 39% доверяют каналам в Telegram. На втором месте — телевизор (32%), дальше идут российские новостные сайты (24%). Такую статистику удалось получить в ходе опроса, проведённого «Лабораторией Касперского».

Как люди предпочитают получать новости о кибербезопасности и технологиях? Большинство — короткие посты и заметки (66%). Эксперты подчёркивают: независимо от источника важно проверять факты — это помогает не попасться на фейки и ловушки мошенников.

Видео и телевизионные выпуски тоже популярны — 56% респондентов смотрят новости в формате видео или передач. Полноценно читать длинные статьи готовы лишь 27%, а примерно каждый пятый (20%) слушает подкасты или другие аудиоформаты.

Если смотреть на все темы вместе, вне зависимости от интересов, россияне больше всего доверяют телевидению и Telegram — по 33% каждому. Нейросети и чат-боты пока не воспринимают как надёжный источник: суммарно им доверяют около 7% опрошенных — и это логично, ведь ИИ может «галлюцинировать», то есть придумывать факты, которые нужно перепроверять.

Как люди находят новости? Больше половины (57%) заходят на главную страницу сайта или пролистывают основную ленту, 35% смотрят рекомендованные подборки. Около 40% переходят в конкретные разделы (политика, технологии и т. п.), а 22% ищут новости целенаправленно по интересующей теме.

Привычки потребления материалов разные. Полностью читать новости готовы 57% респондентов, 46% — довольствуются краткими сводками и анонсами, 28% быстро бегло просматривают текст, а 10% ограничиваются только заголовками. Видео и аудио чаще смотрят не целиком: 44% смотрят весь выпуск, 33% слушают в фоне, 28% выделяют только важные фрагменты, 12% предпочитают короткие обзоры и дайджесты.

Эксперты комментируют: тенденция доверия к телевидению сохранилась — люди по-прежнему видят в нём источник, где чаще проверяют факты. Telegram удобен и оперативен, но он же создаёт «информационные пузыри», где люди получают только подтверждающие их мнение материалы.

Это напрямую связано с кибербезопасностью: в большом потоке новостей легче пропустить фишинговые сайты, дипфейки или сомнительные предложения. Злоумышленники активно пользуются этим, включая в арсенал и инструменты на базе ИИ.

Главная мысль от специалистов: выбирать источники нужно осознанно и критически. Проверяйте новости, особенно если они про киберриски и финансовые предложения; не вводите личные данные на сомнительных сайтах и используйте проверенные защитные решения. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru