Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

PT Dephaze научилась строить цепочки атак и тестировать десятки тысяч узлов

Компания Positive Technologies выпустила обновлённую версию PT Dephaze — системы, которая автоматически проводит безопасные тесты на проникновение во внутреннюю инфраструктуру. Новый релиз делает процесс автопентеста более наглядным и приближённым к реальным сценариям атак, а также помогает ИБ-специалистам расставлять приоритеты при устранении уязвимостей.

Главное отличие PT Dephaze от классических сканеров уязвимостей — в подходе.

Вместо длинного списка потенциальных проблем система показывает реальные цепочки атак, по которым злоумышленник может пройти от точки входа до ключевых систем. Такой формат помогает быстро понять, какие из найденных слабых мест действительно опасны и требуют немедленного реагирования.

Новая версия PT Dephaze умеет тестировать десятки тысяч узлов и охватывает всю корпоративную сеть. В список векторов атак добавлены Linux-системы, сетевые принтеры, решения для резервного копирования и инфраструктура Active Directory. Кроме того, продукт теперь связывает найденные логины и пароли с конкретными атаками, упрощая поиск и устранение уязвимостей.

Все действия PT Dephaze имитируют работу реального хакера, но проходят в полностью безопасном режиме. Команды ИБ могут управлять интенсивностью атак, исключать из проверки критически важные сервисы, а любые потенциально опасные действия выполняются только после ручного подтверждения.

«Клиенты часто просили сделать процесс тестирования максимально прозрачным, — рассказал Ярослав Бабин, директор по продуктам для симуляции атак в Positive Technologies. — Теперь можно увидеть весь путь атаки шаг за шагом — какие действия выполняются, какие уязвимости использованы и какие доказательства компрометации получены».

По итогам проверки PT Dephaze предоставляет конкретные доказательства проникновения — скомпрометированные IP-адреса, учётные записи и параметры конфигурации. Эти данные помогают ИТ-командам быстрее согласовать и реализовать исправления, превращая разговор о рисках в чёткий план действий.

В начале года PT Dephaze внесли в единый реестр российского ПО.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru