Операторы раскрыли белый список сервисов при отключении интернета

Операторы раскрыли белый список сервисов при отключении интернета

Операторы раскрыли белый список сервисов при отключении интернета

Минцифры опубликовало перечень российских ресурсов и сервисов, доступ к которым будет гарантирован даже в случае отключения мобильного интернета. Крупнейшие федеральные операторы связи к утру понедельника также раскрыли свои версии списков. Они включают наиболее востребованные и социально значимые онлайн-платформы, без которых повседневная жизнь пользователей и работа критической инфраструктуры оказались бы под угрозой.

О том, что ведомство совместно с регуляторами разработало техническую схему, позволяющую обеспечить доступ к определённому набору сервисов при ограничении мобильного интернета, министр цифрового развития Максут Шадаев сообщил месяц назад в кулуарах конференции «Цифровая эволюция».

В перечень, как уточнил министр, должны войти все сервисы, «необходимые для жизни», включая банки, маркетплейсы, службы доставки и заказа такси, а также ряд M2M-решений, прежде всего обеспечивающих работу банкоматов и платёжных терминалов.

Как сообщили источники РБК, к прошлой пятнице Минцифры подготовило список сервисов и сайтов, которые должны функционировать при отключении мобильного интернета. В него вошли «наиболее востребованные и социально значимые российские ресурсы», включая государственные порталы (сайты правительства, администрации президента, Госуслуги, платформу дистанционного голосования), крупнейшие банки (Сбер, Т-Банк, Газпромбанк, Альфа-банк), маркетплейсы Ozon и Wildberries, сервисы Яндекса, соцсети ВК и Одноклассники, сайт торговой сети «Магнит», Авито, Rutube, «Кинопоиск», а также сайты операторов «большой четвёрки».

Уже в пятницу «МегаФон» и «Вымпелком» заявили РБК, что реализовали доступ к сервисам из списка Минцифры. В «Вымпелкоме» также отметили, что помимо обязательных ресурсов будут поддерживать и работу мессенджера MAX.

Через несколько часов о предоставлении доступа к «белому списку» объявил Т2. Перечень этого оператора в целом совпадает с заданным Минцифры, однако был дополнен платформой Дзен.

«Мы понимаем, насколько критичен непрерывный доступ к мессенджерам, Госуслугам, картам и другим социально значимым сервисам. Наше решение позволяет сохранить его в зонах действия ограничений. Это компромиссный вариант, который решает проблему абонентов последних месяцев, не нарушая требований безопасности. Решение разработано совместно с профильными ведомствами и обеспечивает баланс между защитой критической инфраструктуры и поддержкой граждан. Мы будем отслеживать обратную связь от пользователей и при необходимости расширять список доступных ресурсов», — прокомментировала заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Т2 Ирина Лебедева.

Сегодня перечень ресурсов, которые будут работать при ограничении мобильного интернета, представил МТС. Как сообщило издание «Рунет», список у этого оператора оказался самым коротким: из банковских сервисов там присутствует только Сбербанк Онлайн, а мессенджер MAX отсутствует.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

У 85% атакованных компаний не было защиты от фишинга

По данным BI.ZONE, 85% компаний, пострадавших от кибератак, не имели систем защиты от фишинговых писем в электронной почте. Кроме того, 60% организаций, подвергшихся атакам, использовали одни и те же пароли для разных сервисов.

О результатах анализа причин атак сообщил ТАСС со ссылкой на BI.ZONE.

Анализ охватывает случаи заражения программами-шифровальщиками и вайперами (средствами безвозвратного уничтожения данных) в российских компаниях за девять месяцев 2025 года.

Наиболее распространённой предпосылкой для успешных атак стало отсутствие технических средств фильтрации фишинга в коммуникационных сервисах, прежде всего в электронной почте — таких компаний оказалось 85%.

На втором месте (60%) — практика использования одного и того же пароля для доступа к нескольким сервисам: корпоративной почте, внутренним порталам, системам документооборота и другим. Третьей по распространённости причиной стала утечка учётных данных, с которой столкнулась каждая пятнадцатая компания.

Эксперты также отметили двукратный рост числа атак, проведённых через подрядчиков. Если год назад их доля составляла 15%, то в 2025 году она достигла уже 30%.

Примерно треть организаций, пострадавших от шифровальщиков или вайперов, рассматривали в качестве возможной причины инцидента действия сотрудников. Однако, как подчеркнули в BI.ZONE, подтверждённые случаи внутреннего саботажа встречаются крайне редко.

«Киберпреступники в большинстве случаев полагаются на методы социальной инженерии (фишинг), а также на ошибки, которые допускают сами компании», — отметил глава управления по борьбе с киберугрозами в BI.ZONE Михаил Прохоренко.

По результатам анализа, минимальное время от момента проникновения до начала активной фазы атаки составляло всего 12 минут, а максимальное — около шести месяцев. При этом скрытное распространение вредоносных программ может продолжаться год и дольше.

Кроме того, ТАСС со ссылкой на Kaspersky GREAT сообщил, что кибергруппировки, ранее специализировавшиеся на кибершпионаже, всё чаще переходят к вымогательству с помощью шифровальщиков. В 2024 году наблюдалась противоположная тенденция.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru