Стремительно растет количество жалоб клиентов банков на работу антифрода

Стремительно растет количество жалоб клиентов банков на работу антифрода

Стремительно растет количество жалоб клиентов банков на работу антифрода

Количество жалоб клиентов на блокировки и ограничения при переводах стремительно растёт. Эксперты связывают это с вступлением в силу новых требований к антифрод-системам банков, на которые теперь фактически возлагается ответственность за действия мошенников.

По данным интегратора «Информзащита» (приводит «Ъ»), за первый квартал 2025 года число таких обращений увеличилось на 30%, что в абсолютных цифрах составляет десятки тысяч случаев.

Один из типичных сценариев — блокировка онлайн-банка при попытке входа с нового устройства, особенно если сумма операции превышает 10–15 тысяч рублей. Ранее критичным порогом считались 50 тысяч рублей.

Как отметил читатель на одном из отраслевых форумов, «блокируют каждый второй перевод — неважно, отправляешь ли деньги себе на счёт в другом банке или другому физлицу — всё под предлогом борьбы с мошенниками».

В ряде случаев меры банков оказываются ещё жёстче. Руководитель проекта «За права заемщиков» Евгения Лазарева рассказала, что отдельные сотрудники на местах демонстрируют чрезмерную инициативу. В одном из случаев банк не просто приостановил операцию клиентке-пенсионерке, но и полностью заблокировал все её счета и доступ в личный кабинет.

По словам Сергея Белова, руководителя группы исследований безопасности банковских систем в Positive Technologies, такие меры — результат усиления требований Банка России к банковским антифрод-системам. «Согласно новым правилам, если банк пропустит мошеннический перевод и не примет дополнительных мер предосторожности, ему придётся компенсировать убытки клиенту за свой счёт», — поясняет эксперт.

В результате банки начали заранее ограничивать операции в потенциально рискованных сценариях. Однако усиление процедур идентификации и аутентификации увеличивает издержки финансовых организаций и снижает удобство обслуживания. А перегибы в применении новых правил способны подорвать доверие и лояльность клиентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru