Ботнет Vo1d разросся до 1,6 млн устройств Android TV

Ботнет Vo1d разросся до 1,6 млн устройств Android TV

Ботнет Vo1d разросся до 1,6 млн устройств Android TV

С конца прошлого года на ботнет Vo1d, составленный из телеприставок под Android, раздают апдейт, который в числе прочего несет новый способ C2-связи. Численность вредоносной сети возросла: в QiAnXin фиксируют до 1,6 млн активных ботов в сутки.

Из других новшеств китайские эксперты отметили кастомный алгоритм расшифровки полезной нагрузки (ASR-XXTEA), усовершенствованный DGA и расширение операционных возможностей за счет использования дополнительного зловреда с модульной структурой.

Обнаружив в Сети ELF-файл с именем jddx и нулевым детектированием на VirusTotal, исследователи вначале принятии его за Bigpanzi, тоже нацеленного на Android TV. Их ввел в заблуждение схожий метод шифрования строк. Однако структура кода была иной; анализ показал, что это новая версия другого бота-миллионщика — Vo1d.

В поисках центра управления обновленный зловред теперь обращается к серверу-редиректору, используя вшитые данные, и тот отдает несколько адресов C2. Генератор доменных имен (DGA), который ранее использовался с этой целью, остался в резерве; алгоритм не изменился, но число зерен увеличилось до 32-х (прежде было 4).

В зависимости от семпла созданный по DGA список доменов может включать 21 тыс. либо 48 тыс. позиций. Исследователи зарегистрировали 258 таких имен и получили возможность заглянуть за кулисы Vo1d; как оказалось, C2-коммуникации теперь шифруются по RSA, и отдавать команды ботам, подменив сервер, невозможно.

В начале января была с успехом перехвачена и расшифрована команда на загрузку нового компонента с именем DexLoader. Он приводит с собой Android-зловреда (в QiAnXin нарекли его Mzmess), состоящего из трех компонентов:

  • entry загружает sdk;
  • sdk загружает плагины и обновляет свой код;
  • plugin обеспечивает проксирование трафика, накручивает просмотры рекламы или видео (клик-фрод) и т. п.

Наблюдатели в среднем фиксируют 800 тыс. активных ботов в сутки, однако время от времени их число резко возрастает. Так, неделю назад показатель превысил отметку в 1,1 млн, а в середине января взлетал до 1,6 миллиона. Эксперты полагают, что Vo1d разделили на части и сдают в аренду.

Заражения выявлены в 226 странах и регионах, с наибольшей концентрацией в Бразилии, Индии и ЮАР. Каким образом вредоноса внедряют в телеприставки, пока неизвестно.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru