Ботнет Vo1d разросся до 1,6 млн устройств Android TV

Ботнет Vo1d разросся до 1,6 млн устройств Android TV

Ботнет Vo1d разросся до 1,6 млн устройств Android TV

С конца прошлого года на ботнет Vo1d, составленный из телеприставок под Android, раздают апдейт, который в числе прочего несет новый способ C2-связи. Численность вредоносной сети возросла: в QiAnXin фиксируют до 1,6 млн активных ботов в сутки.

Из других новшеств китайские эксперты отметили кастомный алгоритм расшифровки полезной нагрузки (ASR-XXTEA), усовершенствованный DGA и расширение операционных возможностей за счет использования дополнительного зловреда с модульной структурой.

Обнаружив в Сети ELF-файл с именем jddx и нулевым детектированием на VirusTotal, исследователи вначале принятии его за Bigpanzi, тоже нацеленного на Android TV. Их ввел в заблуждение схожий метод шифрования строк. Однако структура кода была иной; анализ показал, что это новая версия другого бота-миллионщика — Vo1d.

В поисках центра управления обновленный зловред теперь обращается к серверу-редиректору, используя вшитые данные, и тот отдает несколько адресов C2. Генератор доменных имен (DGA), который ранее использовался с этой целью, остался в резерве; алгоритм не изменился, но число зерен увеличилось до 32-х (прежде было 4).

В зависимости от семпла созданный по DGA список доменов может включать 21 тыс. либо 48 тыс. позиций. Исследователи зарегистрировали 258 таких имен и получили возможность заглянуть за кулисы Vo1d; как оказалось, C2-коммуникации теперь шифруются по RSA, и отдавать команды ботам, подменив сервер, невозможно.

В начале января была с успехом перехвачена и расшифрована команда на загрузку нового компонента с именем DexLoader. Он приводит с собой Android-зловреда (в QiAnXin нарекли его Mzmess), состоящего из трех компонентов:

  • entry загружает sdk;
  • sdk загружает плагины и обновляет свой код;
  • plugin обеспечивает проксирование трафика, накручивает просмотры рекламы или видео (клик-фрод) и т. п.

Наблюдатели в среднем фиксируют 800 тыс. активных ботов в сутки, однако время от времени их число резко возрастает. Так, неделю назад показатель превысил отметку в 1,1 млн, а в середине января взлетал до 1,6 миллиона. Эксперты полагают, что Vo1d разделили на части и сдают в аренду.

Заражения выявлены в 226 странах и регионах, с наибольшей концентрацией в Бразилии, Индии и ЮАР. Каким образом вредоноса внедряют в телеприставки, пока неизвестно.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

Solar CyberMir 7.4: единая оценка навыков и новая архитектура платформы

Группа компаний «Солар» представила новую версию своей платформы для киберучений — Solar CyberMir 7.4. Главное изменение — возможность формировать долгосрочные треки развития участников и видеть реальный рост их квалификации от одного соревнования к другому. Параллельно обновлена архитектура платформы: теперь организации получают больше самостоятельности в управлении инфраструктурой киберполигона.

Причина фокуса на развитии специалистов вполне объяснима. По данным исследования «Солара» и KASATKIN CONSULTING, около 30% позиций в ИБ-подразделениях крупных компаний остаются незакрытыми.

Киберучения тоже показывают: большинство участников на старте владеют навыками лишь на 20–30% от нужного уровня, а после серии практических активностей выходят на 60% и выше. «Солар» рассчитывает, что расширение доступных форматов — в том числе онлайн — поможет снизить кадровый разрыв.

Одно из ключевых нововведений — единая система оценки навыков. Теперь все активности на платформе — CTF, квесты, командные учения — оцениваются по общей матрице компетенций Solar Method. Это позволяет собрать цельный профиль специалиста вместо набора разрозненных результатов.

Руководители смогут отслеживать динамику роста навыков, сравнивать «розу ветров» компетенций сотрудников и понимать, какие области требуют развития. В «Соларе» отмечают, что подход меняет саму модель киберполигона: теперь это не только тренажёр, но и инструмент управления кадровым потенциалом команд SOC.

Платформа поддерживает более 30 форматов практики — от форензики и восстановления инфраструктуры до командных учений и различных форматов CTF. В основе — игровой движок Solar Quest, который добавляет в сценарии логику приключенческих игр. Это помогает точнее оценить, где специалист действует уверенно, а где теряет важные возможности реагирования.

Серьёзные изменения коснулись и инфраструктурной части. В CyberMir 7.4 реализована возможность запускать плейбуки прямо на существующих слотах инфраструктур. Клиенты могут самостоятельно менять тренировочную среду — добавлять компоненты, корректировать конфигурации — без обращения к вендору. Это ускоряет подготовку учений и облегчает адаптацию под отраслевую специфику или актуальные техники атак.

Технологическое ядро платформы также усилили: новая агентская архитектура управления виртуальной средой ускоряет подготовку к соревнованиям и повышает стабильность работы. Это критично для крупных компаний и вузов, где платформа используется в составе ПАК или on-premise.

Масштабируемость CyberMir 7.4 позволяет проводить как большие CTF-турниры до тысячи участников, так и командные противостояния Red vs Blue для сотен специалистов. В итоге новая версия делает платформу более гибким инструментом — и для подготовки начинающих специалистов, и для углублённой тренировки опытных команд SOC, что особенно важно в условиях растущего кадрового дефицита и увеличивающегося числа киберугроз.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru