Объём продаж российских софтверных компаний увеличился на 6,7% в 2022 году

Объём продаж российских софтверных компаний увеличился на 6,7% в 2022 году

Объём продаж российских софтверных компаний увеличился на 6,7% в 2022 году

В 2022 году объём продаж российских компаний, занимающихся разработкой софта, достиг отметки в 1,661 трлн рублей. Несмотря на резкое сокращение зарубежных продаж, снизившихся на 27% до 544 млрд рублей (в основном из-за проблем с недружественными странами), был зафиксирован небольшой рост.

Одновременно продажи внутри российского рынка увеличились гораздо сильнее, чем экспорт, и выручка от работы в России выросла на 37,1% до 1,117 трлн рублей.

Это масштабное изменение ориентации софтверных компаний с внешних рынков на внутренний происходит во всей отрасли. Если рассматривать отдельные компании, то, как правило, значительное сокращение экспорта сопровождается аналогичным снижением оборота. Из 240 опрошенных компаний, входящих в РУССОФТ, 11 испытали более чем 40% сокращение экспорта, при этом доля зарубежных продаж составляла не менее 10% от общей выручки.

Из этих 11 компаний только 4 сумели увеличить свой оборот. Чаще всего у компаний экспорт сократился на десятки процентов или в разы, однако у некоторых из них продажи на внутреннем рынке также увеличились, и даже более значительно.

Согласно данным Банка России, экспорт компьютерных услуг в 2022 году сократился на 19,6% до 5,11 млрд долларов. Эти цифры отражают только часть экспортного дохода разработчиков программного обеспечения, но демонстрируют значительное падение.

9,6% опрошенных компаний сообщили о сокращении своего оборота. Только в 2017 и 2021 годах доля компаний с падением оборота была еще ниже. В условиях стабильного развития отрасли этот показатель был примерно на том же уровне. Сокращение темпов роста оборота российских программных компаний в 2022 году связано не только с проблемами экспорта на недружественные рынки, но в большей степени с прекращением работы ряда иностранных компаний и центров разработки программного обеспечения в России. Если не учитывать эти компании, оборот остальных компаний вырос не менее чем на 13%.

 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru