На российские электрокары поставили киберзащиту Kaspersky

На российские электрокары поставили киберзащиту Kaspersky

На российские электрокары поставили киберзащиту Kaspersky

Электромобили "Атом" оснастят сетевым оборудование "Лаборатории Касперского". Презентация прототипа машины прошла накануне. Электрокар защитят от взлома и кибератак. Позже к системе обещают добавить удаленную диагностику неисправностей.

Новинку от АО “Кама” публике показали накануне. Электрокар “Атом” будет ездить на батарее от “Росатома”, дизайном машины занимались итальянцы, а “Лаборатория Касперского” позаботилась от киберзащите.

Вендор интегрировал в автомобиль шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG) на базе операционной системы KasperskyOS, сообщили в компании.

“Лаборатория Касперского” также провела всесторонний анализ и моделирование угроз, оказала экспертную поддержку при проектировании и разработке других технологических решений “Атом”, в частности многоуровневой системы кибербезопасности, защиты приложений и бортовой системы развлечений.

Решение KASG защитит электромобиль от взлома, позволит безопасно обновлять программное обеспечение и осуществлять мониторинг событий. Шлюз полностью соответствует требованиям регуляторов по обеспечению кибербезопасности подключённого транспорта.

В будущем “Лаборатория Касперского” планирует добавить в Kaspersky Automotive Secure Gateway возможность проводить удалённую диагностику автомобилей. У производителя появится безопасный инструмент дистанционной проверки неисправностей. Информацию о поломках можно будет получать по защищённому каналу информации, если машину по какой-то причине невозможно привезти в сервисный центр. Система позволит подключаться к электрокару на расстоянии и оперативно оказывать помощь автовладельцу.

“Благодаря сотрудничеству с „Лабораторией Касперского”, мы смогли повторить с автомобилями путь эволюции телефонов: от больших и массивных малофункциональных решений до современных смартфонов, — заявил директор по ИТ-продуктам компании “Атом” Дмитрий Агеев. — Также у нас есть разработанное нами решение Atomverse, которое позволяет как очень опытным разработчикам и бизнесу, так и школьникам, студентам самостоятельно создавать приложения и функции, с последующей интеграцией в электромобили”.

Эти решения будут напрямую попадать в маркетплейс и могут быть использованы кем угодно, добавил Агеев.

“Атом создает инновационный автомобиль с широким набором разнообразных современных сервисов, — добавляет менеджер по работе с международными технологическими партнёрами “Лаборатории Касперского” Евгения Пономарева. — Это требует серьёзного внимания к вопросам киберзащиты, поэтому проект представляет для нас очень большой интерес”.

Пономарева также подчеркнула, что компания видит “большой потенциал взаимодействия в части обеспечения кибербезопасности подключённого транспорта с другими автопроизводителями — как в России, так и за рубежом”.

В наше время защита автомобилей от удаленных атак является крайне важной мерой безопасности, комментирует новость для Anti-Malware.ru ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев.

Современные автомобили подключены к интернету и могут быть подвержены кибератакам с опасными последствиями. Речь о краже машины, возможности перехвата управления и даже угрозе жизни и здоровью водителя и пассажиров.

“Поэтому подобная защита — это очень важный элемент, который важнее даже подушек безопасности”, — подчеркивает Сергеев.

Эксперт также перечислил другие возможные меры киберзащиты, которые могут пригодиться автопроизводителю:

  • разработка безопасных архитектур электронных систем, которые предотвращают несанкционированный доступ и минимизируют возможность взлома;
  • регулярные обновления программного обеспечения автомобилей для устранения уязвимостей и улучшения безопасности;
  • проведение тестирования на безопасность автомобилей до их выпуска на рынок.

Эффективная защита автотранспорта от кибератак требует комплексного подхода, включающего не только технические решения, но и обучение водителей и пользователей автомобиля правильным мерам безопасности, добавил представитель CorpSoft24.

Сборка первого электрокара “Атом” намечена на конец 2024 года. К середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску и запустить массовые продажи. Стоимость электромобиля пока не объявляли, но по оценке автоэкспертов, такая машина не может стоить меньше 2 млн рублей.

В России ущерб от Android-трояна Mamont превысил 150 млн рублей

Android-троян Mamont стремительно выходит в лидеры мобильного мошенничества в России и, по оценке компании F6, станет одной из главных киберугроз 2026 года. Речь идёт уже не о единичных атаках, а о массовом заражении устройств и серьёзном финансовом ущербе.

По данным аналитиков F6, около 1,5% Android-устройств российских пользователей уже скомпрометированы различными вредоносными приложениями.

Если брать выборку в 100 млн смартфонов, это примерно 1,5 млн заражённых устройств. Почти в половине случаев — 47% — на них обнаружены следы трояна Mamont. К слову, в сентябре мы писали, что атаки Mamont на Android в России выросли в 36 раз за 2025 год.

В департаменте Fraud Protection F6 отмечают: по итогам 2025 года Mamont обошёл даже NFCGate — прежнего «фаворита» мошенников — как по количеству заражений, так и по ущербу для пользователей банков.

Только в третьем квартале 2025 года число новых установок Mamont в России росло в среднем на 60 устройств в день, а средняя сумма списаний в результате успешных атак составляла около 30 тыс. рублей. По оценке F6, ущерб для клиентов российских банков только за ноябрь 2025 года мог превысить 150 млн рублей.

Злоумышленники активно эксплуатируют чувствительные и провокационные темы. В 2025 году Mamont распространяли под видом папок с фото и видео, «антивирусов» и списков погибших, раненых и пленных участников СВО.

Среди типичных названий файлов — «Списки 200–300», «Списки пропавших, пленных», «Фото_Страшной_аварии», «ФОТО», «МоеВидео». Для большей убедительности APK-файлы сопровождают эмоциональными сообщениями вроде: «Ужас какой… насмерть разбился».

 

Распространение идёт через открытые чаты в популярных мессенджерах (например, домовые чаты), а также через массовые рассылки с уже заражённых устройств — по всем контактам жертвы.

Аналитики F6 изучили версию Mamont образца декабря 2025 года и отмечают, что за два года зловред сильно эволюционировал. После установки приложение запрашивает опасное разрешение — стать СМС-приложением по умолчанию. Без этого Mamont просто не сможет работать.

 

Дальше начинается самое интересное. Новый Mamont умеет:

  • читать все СМС, включая старые сообщения, полученные до заражения;
  • отправлять СМС с телефона жертвы;
  • определять наличие банковских приложений, маркетплейсов, мессенджеров и соцсетей;
  • получать данные о сим-картах;
  • отправлять USSD-запросы, чтобы оценить баланс и активные услуги.

На основе этих данных злоумышленники понимают, какими банками пользуется жертва, от каких сервисов приходят одноразовые пароли, и пополняют свои мошеннические базы. Часто этого уже достаточно для входа в банковские кабинеты, оформления кредитов и незаконных переводов.

Одна из самых опасных особенностей новой версии Mamont — возможность превратить владельца заражённого смартфона в невольного соучастника мошенников. Устройство можно использовать как узел связи, источник звонков, скрытый «дроп» или инструмент для дальнейшего распространения вредоносных приложений.

Как предупреждает Дмитрий Ермаков, руководитель департамента Fraud Protection F6, мошенники всё чаще собирают такие зловреды с помощью ИИ, а индивидуальная сборка вредоносного приложения под конкретную жертву занимает всего несколько минут — прямо в интерфейсе криминальных CRM.

По его словам, если в 2025 году главной угрозой был NFCGate, то в 2026-м он станет лишь одной из функций более универсальных и опасных Android-троянов вроде Mamont.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru