О чужих кредитах предупредят на Госуслугах

О чужих кредитах предупредят на Госуслугах

О чужих кредитах предупредят на Госуслугах

Информация о новых кредитах будет отражаться на портале Госуслуг. Законопроект, обязывающий кредитора уведомлять граждан, внесен в Госдуму. Инициатива направлена на борьбу с мошенничеством, но хорошо бы сообщать о возможной афере до того, как деньги перевели на чужой счет, считают эксперты.

Законопроект, по которому россиян уведомляют о кредитах и займах на их имя через портал “Госуслуги”, был внесен в Госдуму накануне. Как пишет “Ъ”, авторы инициативы — партия “Новые люди”.

Эта мера позволит “не только обеспечить защиту прав граждан, но и поможет кредитным и микрофинансовым организациям (МФО) эффективнее бороться с мошенничеством”, считают депутаты.

“5% граждан находили при проверке кредитных историй мошеннические кредиты на свое имя. В Москве и Московской области таких граждан было 8%”, — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В пользе инициативы в таком виде сомневаются эксперты.

Новелла предполагает, что сведения о займе будут предоставляться уже после выдачи денег.

“Логично было бы оповещать клиента финансовой организации об оформлении кредита на его имя не тогда, когда деньги уже выданы, а в момент одобрения кредита, когда процесс выдачи можно остановить, если документами заемщика воспользовались злоумышленники”, — соглашается глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его словам, нюансы станут понятны в ходе обсуждения законопроекта.

Из других рисков — отсутствие или ошибка при оформлении “учетки” на портале Госуслуг и возможный перехват данных мошенниками.

“Решением проблемы может стать внедрение двухфакторной идентификации, регулярная проверка своей кредитной истории физическими лицами, использование практики "второго ключа", предполагающей наличие доверенного лица”, — полагает заместитель председателя экспертного совета ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев.

В самом Банке России сообщили, что для обсуждения в Госдуме готовится другой законопроект на тему борьбы с мошенничеством. Речь о механизме самозапрета на кредиты и займы. Кредитор не сможет потребовать от заемщика исполнения обязательств, если договор заключен несмотря на запрет.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru