Обновление Barcode Scanner на Google Play могло заразить 10 млн юзеров

Обновление Barcode Scanner на Google Play могло заразить 10 млн юзеров

Обновление Barcode Scanner на Google Play могло заразить 10 млн юзеров

После очередного обновления сканер штрихкодов для Android вдруг начал настойчиво показывать рекламу. Бесплатное приложение Barcode Scanner от LavaBird было скачано с Google Play 10 млн раз, и такое поведение за ним ни разу не было замечено. Зловред уже изгнан из магазина, пользователям рекомендуется удалить его и найти менее агрессивный аналог.

Эксперты Malwarebytes обратили внимание на метаморфозу Barcode Scanner, когда на их форуме появились жалобы на резкий рост количества рекламы в дефолтном браузере на Android. Заявители подчеркивали, что всегда устанавливают приложения только из Google Play и последнее время никаких новых программ оттуда не загружали.

Ситуация прояснилась, когда одному из завсегдатаев форума удалось связать непрошеное изобилие рекламы с Barcode Scanner. В Malwarebytes быстро добавили в свои базы сигнатуру, классифицировав нового зловреда как трояна, и Google удалила его из своего магазина.

К этому моменту на счету Barcode Scanner числилось более 10 млн загрузок. Исследователям удалось получить из кеша поисковика страницу Google Play, согласно которой последнее обновление этого приложения произошло 4 декабря, с выпуском сборки 1.68.

В прежних версиях программы вредоносный код обнаружен не был. Наличие сильной обфускации и цифровой подписи того же разработчика свидетельствовало о том, что зловреда выложили на Google Play умышленно, притом это был отнюдь не создатель какого-то SDK для показа рекламы. Такие сторонние комплекты зачастую добавляются в код бесплатных программ, но их присутствие обычно не сильно досаждает пользователям — разве что разработчик SDK совершит изменения, и реклама в приложении станет чуть более агрессивной.

В данном случае виновником изменившегося поведения Barcode Scanner, по всей видимости, был создатель его декабрьской версии. Тестирование показало, что зловредный код стартует через считанные минуты после запуска сканера штрихкодов.

Не исключено, что функциональность adware издавна присутствовала в Barcode Scanner и была активирована только с последним обновлением. К сожалению, изъятие вредоноса с Google Play не означает, что он будет автоматически вычищен со всех использующих его девайсов. Владельцам смартфонов придется самим удалять его с помощью антивирусного сканера или вручную.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru