Обновление Barcode Scanner на Google Play могло заразить 10 млн юзеров

Обновление Barcode Scanner на Google Play могло заразить 10 млн юзеров

Обновление Barcode Scanner на Google Play могло заразить 10 млн юзеров

После очередного обновления сканер штрихкодов для Android вдруг начал настойчиво показывать рекламу. Бесплатное приложение Barcode Scanner от LavaBird было скачано с Google Play 10 млн раз, и такое поведение за ним ни разу не было замечено. Зловред уже изгнан из магазина, пользователям рекомендуется удалить его и найти менее агрессивный аналог.

Эксперты Malwarebytes обратили внимание на метаморфозу Barcode Scanner, когда на их форуме появились жалобы на резкий рост количества рекламы в дефолтном браузере на Android. Заявители подчеркивали, что всегда устанавливают приложения только из Google Play и последнее время никаких новых программ оттуда не загружали.

Ситуация прояснилась, когда одному из завсегдатаев форума удалось связать непрошеное изобилие рекламы с Barcode Scanner. В Malwarebytes быстро добавили в свои базы сигнатуру, классифицировав нового зловреда как трояна, и Google удалила его из своего магазина.

К этому моменту на счету Barcode Scanner числилось более 10 млн загрузок. Исследователям удалось получить из кеша поисковика страницу Google Play, согласно которой последнее обновление этого приложения произошло 4 декабря, с выпуском сборки 1.68.

В прежних версиях программы вредоносный код обнаружен не был. Наличие сильной обфускации и цифровой подписи того же разработчика свидетельствовало о том, что зловреда выложили на Google Play умышленно, притом это был отнюдь не создатель какого-то SDK для показа рекламы. Такие сторонние комплекты зачастую добавляются в код бесплатных программ, но их присутствие обычно не сильно досаждает пользователям — разве что разработчик SDK совершит изменения, и реклама в приложении станет чуть более агрессивной.

В данном случае виновником изменившегося поведения Barcode Scanner, по всей видимости, был создатель его декабрьской версии. Тестирование показало, что зловредный код стартует через считанные минуты после запуска сканера штрихкодов.

Не исключено, что функциональность adware издавна присутствовала в Barcode Scanner и была активирована только с последним обновлением. К сожалению, изъятие вредоноса с Google Play не означает, что он будет автоматически вычищен со всех использующих его девайсов. Владельцам смартфонов придется самим удалять его с помощью антивирусного сканера или вручную.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

Triada атакует пользователей Android через рекламные сети

Специалистам Adex удалось выявить и нейтрализовать сложную многолетнюю кампанию, связанную с известным Android-трояном Triada. Эта операция на протяжении нескольких лет задействовала мобильную рекламную экосистему, что показывает, насколько опасными стали атаки на цепочки поставок софта.

По отраслевой статистике, опубликованной вместе с расследованием, Triada остаётся одним из самых грозных Android-зловредов: в третьем квартале 2025 года на него пришлось 15,78% всех обнаруженных заражений.

Аналитики Adex проследили деятельность группы, стоящей за Triada, и обнаружили, что злоумышленники последние пять лет активно пытались проникнуть в легитимные рекламные сети.

Вместо привычного распространения через заражённые сайты или приложения они начали использовать инфраструктуру, которой традиционно доверяют, — GitHub, Discord CDN и аккаунты рекламодателей.

 

Злоумышленники создавали умные редиректы и маскировали APK-файлы под легальные ресурсы, что сильно затрудняло обнаружение даже для продвинутых систем безопасности. Всего Adex удалось выявить и заблокировать более 500 связанных с операцией аккаунтов.

Кроме того, одним из основных векторов распространения Triada стали приложения FMWhatsApp и YoWhatsApp. Их вредоносные версии продвигались в рекламных постах.

 

Расследование показало, как быстро эволюционировали тактики злоумышленников.

  • 2020–2021 годы — злоумышленники регистрировали рекламные аккаунты на поддельные документы и пополняли их в стиле классических карточных схем. Распространение вредоносных APK шло через Discord CDN и укороченные ссылки, ведущие на фейковые страницы.
  • 2022–2024 годы — акцент сместился на прямые захваты аккаунтов. Взломанные профили без включённой двухфакторной аутентификации использовались для скрытых кампаний, которые перенаправляли пользователей на скачивание вредоносных файлов, размещённых на GitHub. Тем самым злоумышленники фактически использовали доверие к крупнейшему репозиторию кода.
  • 2025 год — третья волна стала самой сложной. Появились фишинговые страницы, маскирующиеся под «срочные обновления Chrome», цепочки запутанных редиректов и массовое использование аккаунтов, полученных через компрометацию. Данные VirusTotal указывают на аномальные входы из Турции и Индии, что говорит о координированной операции.

 

Выводы для индустрии очевидны: чистый домен больше ничего не гарантирует.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru