Хакеры фокусируют свои усилия на популярных у пользователей приложениях

Хакеры фокусируют свои усилия на популярных у пользователей приложениях

Компания Fortinet опубликовала результаты своего новейшего ежеквартального отчета о глобальных угрозах безопасности Global Threat Landscape Report. Исследование показывает, что киберпреступники продолжают совершенствовать методы своих атак, в том числе используют специально разрабатываемые программы-вымогатели и создают индивидуальный код для осуществления ряда направленных атак, и даже используют LoTL-атаки и общую инфраструктуру для расширения своих возможностей.

Исследование, ставившее своей целью выяснить, разбивают ли злоумышленники свои атаки на отдельные этапы, осуществляя их в разные дни недели, показало, что киберпреступники стремятся всегда в максимальной степени использовать открывающиеся возможности. При сравнении объема веб-фильтрации по двум фазам поэтапных кибератак (cyber kill chain phases) по рабочим дням недели и по выходным, выяснилось, что активность до момента компрометации втрое выше в течение рабочей недели, при этом трафик после компрометации в этом отношении менее дифференцирован.

Это главным образом объясняется тем, что для поиска уязвимостей зачастую требуется кто-то, кто мог бы выполнять какие-либо действия, например, пройти по ссылке в фишинговом письме. В противовес этому, для активных действий (command-and-control, C2) подобных требований нет, поэтому такую активность можно наблюдать в любое время. Киберпреступники понимают это и стараются по максимуму использовать возможности в течение рабочей недели, когда пользователи чаще всего находятся в интернете. Использование разных практик веб-фильтрации для будних дней и выходных играет важную роль для более полного понимания килл-чейна различных атак.

Степень использования различными угрозами той или иной инфраструктуры позволяет составить представление о ряде важных тенденций. Некоторые угрозы чаще других используют единую общую инфраструктуру, чем какие-то уникальные или специализированные инфраструктуры. Почти 60% угроз осуществлялись в рамках как минимум одного общего домена, а это, в свою очередь, указывает на то, что большинство бот-сетей используют уже сформировавшуюся инфраструктуру.

Троян IcedID является примером такого подхода «зачем покупать или строить, если можно одолжить». Кроме того, когда угрозы используют некую общую инфраструктуру, они, как правило, делают это на одном и том же этапе килл-чейна. Ситуации, когда угроза использует некий домен для изучения обстановки и поиска уязвимостей, а затем в этом же домене осуществляет передачу трафика C2, происходят довольно редко. Это говорит о том, что инфраструктура играет особую роль при реализации вредоносных кампаний. Понимание того, какие угрозы используют одну и ту же инфраструктуру и в каких именно точках цепочки атак, позволяет организациям  прогнозировать потенциальные точки развития и изменения вредоносных программ или бот-сетей в будущем.

Злоумышленники, как правило, переходят от одной возможности к другой целыми кластерами, нацеливаясь на наиболее успешно используемые уязвимости и технологии, находящиеся в данный момент на подъеме, чтобы быстро воспользоваться открывшейся возможностью. Примером новых технологий, которым киберпреступники в последнее время уделяют особое внимание, являются веб-платформы, облегчающие пользователям и предприятиям создание веб-сайтов. Эти платформы, вместе с плагинами от сторонних разработчиков, продолжают оставаться распространенной мишенью для киберпреступников. Все это подтверждает необходимость моментальной установки обновлений безопасности, а также требует со стороны организаций полного понимания постоянно развивающегося мира киберугроз, если они хотят оставаться на шаг впереди хакеров.

Основные выводы исследования:

  • Активность преступников до момента компрометации втрое выше в течение рабочей недели, при этом трафик после компрометации в этом отношении менее дифференцирован.
  • Некоторые угрозы чаще других используют единую общую инфраструктуру, чем какие-то уникальные или специализированные инфраструктуры.
  • Примером новых технологий, которым киберпреступники в последнее время уделяют особое внимание, являются веб-платформы, облегчающие пользователям и предприятиям создание веб-сайтов.
  • Программы-вымогатели не исчезли, а стали более таргетированными и нацелены на состоятельных пользователей.
  • Злоумышленники все чаще используют инструменты двойного назначения или инструменты, уже установленные на целевых системах и позволяющие осуществлять кибератаки.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

28% сотрудников компаний сливают рабочие логины и пароли фишерам

Тренировочные фишинговые рассылки, проведенные МТС RED в рамках сервиса Security Awareness, показали, что около трети сотрудников компаний переходят по ссылкам в таких письмах, а 28% оставляют на фейковых сайтах ключи от рабочих аккаунтов.

Пробные сообщения были разосланы 1018 сотрудникам крупных компаний. Результаты показали, что 319 получателей не умеют распознавать письма фишеров, а 285 — поддельные страницы.

«Порядка 30% переходов по фишинговым ссылкам в электронных письмах, замаскированных под рядовую корпоративную переписку, — стандартный показатель для компаний, реализующих базовые меры профилактики фишинга, — комментирует Илья Одинцов, руководитель направления Security Awareness. — Однако нас удивило, что 28% получателей писем вводят свои рабочие учетные данные на фишинговой странице. Мы ожидали, что этот показатель будет в два раза ниже».

Примечательно, что после первого обучения с использованием результатов тренировки доля переходов сокращается два раза и более. Однако хорошие показатели держатся недолго и откатываются до прежнего уровня. Следовательно, такие тренинги эффективны, когда они проводятся регулярно.

Статистика получена путем анализа результатов тренировочных рассылок, проведенных в 2024 году с февраля по март. В качестве темы в письмах фигурировали внутренние новости компаний, а также подарки к 23 Февраля и 8 Марта.

Перед праздниками объемы фишинга обычно возрастают. По данным МТС RED SOC, в этом году всплеск такой активности наблюдался только накануне 8 Марта. Скачок был заметным: за несколько дней число посланий фишеров возросло на 27%.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru