Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Пользователи могут получить возможность запрещать компаниям собирать о себе «большие данные». Такая возможность может появиться в законодательстве по регулированию больших пользовательских данных, рассказал в интервью РБК помощник президента Игорь Щеголев.

Как рассказал помощник президента Игорь Щеголев в интервью РБК, в разрабатываемом сейчас законе о «больших пользовательских данных» может появиться возможность для пользователей запретить использование данных о себе операторам связи и другим компаниям.

«Пользователи, когда подписывались под пользовательскими соглашениями, понимали, что их данные нужны для того-то и того-то. Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: «Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте», — рассказал Щеголев. По его словам, они выступают не за введение запрета на подобную практику, а за то, «чтобы у пользователя появилось больше возможностей влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены».

Помощник президента отметил, что с развитием промышленного интернета и интернета вещей объем данных, по которым можно будет однозначно вычислить человека, с которым эти данные связаны, будет увеличиваться. Эти данные не всегда могут быть квалифицированы напрямую как персональные, но часть из них «находится на грани, в серой зоне», которая пока не отрегулирована, пишет rbc.ru.

В ноябре 2016 года руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента, которую возглавляет Игорь Щеголев, начала разработку законопроекта, регулирующего работу с «большими пользовательскими данными». Четкого определения этого понятия пока не существует. Как объяснял представитель рабочей группы, это все данные о пользователе, которые собирают информационные системы и устройства, в том числе профили пользователей на интернет-ресурсах. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах.

«Все это является предметом анализа транснациональных интернет-компаний и, очевидно, требует регулирования, как сейчас работает закон «О персональных данных», — говорил Жаров.

Под персональными данными понимают любую информацию, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. Оборот таких данных регулируется в России с 2007 года. В частности, с 1 сентября 2015 года закон требует хранить обработанные персональные данные россиян на территории России.

Операторы связи и интернет-компании, в свою очередь, оперируют понятием «большие данные», или big data, под которыми понимается анализ больших объемов обезличенной информации о пользователях. Представители «Ростелекома», мобильных операторов «большой тройки», интернет-компаний «Яндекс» и Mail.Ru Group ранее называли big data одним из направлений своего роста.

В частности, в феврале этого года «МегаФон» купил 15,2% Mail.Ru Group (соответствуют 63,8-процентной голосующей доле компании) за $740 млн, из которых $100 млн предстоит выплатить через год. Среди аргументов для сделки в том числе называлась возможность одной компании использовать «большие данные» другой.

В Android закрыли опасную дыру в аудио: атака была возможна без действий

Google выпустила первые в этом году патчи для Android, и они получились на удивление лаконичными: заплатка закрывает всего одну уязвимость, зато какую. Речь идёт о критической дыре в аудиодекодере Dolby, которая теоретически позволяет атаковать устройство без какого-либо участия пользователя.

Уязвимость проходит под идентификатором CVE-2025-54957 и затрагивает Dolby Digital Plus (DD+) Unified Decoder — компонент, который используется на огромном количестве устройств.

Изначально проблему описывали как возможность записи за пределами границ со средней степенью риска, но со временем всё стало куда серьёзнее.

Ошибку обнаружили специалисты Google ещё в июне 2025 года и сообщили о ней Dolby. Патч со стороны Dolby вышел в сентябре (PDF), а в октябре уязвимость попала в заголовки — после того как Google опубликовала технические детали, а Microsoft закрыла дыру в Windows.

В «базовом» сценарии проблема приводит к сбою или перезагрузке устройства. Исследователи показали работу эксплойта на самых разных платформах — от Pixel 9 и Samsung Galaxy S24 до MacBook Air на M1 и даже iPhone 17 Pro. Но для Android всё оказалось куда опаснее.

Как выяснилось, на Android всё это превращается в zero-click RCE — удалённое выполнение кода без участия целевого пользователя. Причина в том, что голосовые сообщения и аудиовложения в Android декодируются локально. Достаточно специально подготовленного аудиофайла.

«На Android аудиовложения обрабатываются на устройстве, поэтому эксплуатация возможна без участия пользователя», — пояснил Адам Бойнтон, исследователь из Jamf.

Именно поэтому Google присвоила уязвимости критический уровень опасности именно в случае с Android.

Для смартфонов Pixel патч был выпущен ещё в декабрьском обновлении 2025 года. Теперь же обновление стало доступно для всей экосистемы Android.

Любопытно, что на этом всё: в январе не вышло ни одного дополнительного патча — ни для Pixel, ни для Android Automotive OS, ни для Wear OS. Весь апдейт посвящён ровно одной, но действительно неприятной дыре.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru