Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Закон о big data позволит россиянам запретить сбор данных о себе

Пользователи могут получить возможность запрещать компаниям собирать о себе «большие данные». Такая возможность может появиться в законодательстве по регулированию больших пользовательских данных, рассказал в интервью РБК помощник президента Игорь Щеголев.

Как рассказал помощник президента Игорь Щеголев в интервью РБК, в разрабатываемом сейчас законе о «больших пользовательских данных» может появиться возможность для пользователей запретить использование данных о себе операторам связи и другим компаниям.

«Пользователи, когда подписывались под пользовательскими соглашениями, понимали, что их данные нужны для того-то и того-то. Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: «Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте», — рассказал Щеголев. По его словам, они выступают не за введение запрета на подобную практику, а за то, «чтобы у пользователя появилось больше возможностей влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены».

Помощник президента отметил, что с развитием промышленного интернета и интернета вещей объем данных, по которым можно будет однозначно вычислить человека, с которым эти данные связаны, будет увеличиваться. Эти данные не всегда могут быть квалифицированы напрямую как персональные, но часть из них «находится на грани, в серой зоне», которая пока не отрегулирована, пишет rbc.ru.

В ноябре 2016 года руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента, которую возглавляет Игорь Щеголев, начала разработку законопроекта, регулирующего работу с «большими пользовательскими данными». Четкого определения этого понятия пока не существует. Как объяснял представитель рабочей группы, это все данные о пользователе, которые собирают информационные системы и устройства, в том числе профили пользователей на интернет-ресурсах. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах.

«Все это является предметом анализа транснациональных интернет-компаний и, очевидно, требует регулирования, как сейчас работает закон «О персональных данных», — говорил Жаров.

Под персональными данными понимают любую информацию, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. Оборот таких данных регулируется в России с 2007 года. В частности, с 1 сентября 2015 года закон требует хранить обработанные персональные данные россиян на территории России.

Операторы связи и интернет-компании, в свою очередь, оперируют понятием «большие данные», или big data, под которыми понимается анализ больших объемов обезличенной информации о пользователях. Представители «Ростелекома», мобильных операторов «большой тройки», интернет-компаний «Яндекс» и Mail.Ru Group ранее называли big data одним из направлений своего роста.

В частности, в феврале этого года «МегаФон» купил 15,2% Mail.Ru Group (соответствуют 63,8-процентной голосующей доле компании) за $740 млн, из которых $100 млн предстоит выплатить через год. Среди аргументов для сделки в том числе называлась возможность одной компании использовать «большие данные» другой.

Почему тормозит Telegram в России: власти признали поэтапные ограничения

Проблемы с загрузкой видео и работой медиафайлов в Telegram в России связаны не с техническими сбоями, а с последовательным введением ограничительных мер в отношении мессенджера. Об этом 21 января 2026 года заявил зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации сенатор Артём Шейкин.

По его словам, Telegram не выполнил требования российских властей, направленные на борьбу с преступлениями, поэтому регулятор действует поэтапно и без резких шагов.

«Роскомнадзор последовательно применяет меры в отношении интернет-сервисов, нарушающих законодательство РФ. Иностранные мессенджеры используются для организации и проведения террористических актов, для мошеннических и иных преступлений против граждан нашей страны. Telegram не выполняет требования, направленные на предупреждение и пресечение преступлений на территории РФ», — пояснил Шейкин.

Как уточнил сенатор, ограничения вводятся с августа 2025 года. В результате в Telegram перестали работать аудио- и видеозвонки, а передача медиаконтента — в том числе видео — начала частично замедляться. Именно это, по его словам, и стало причиной массовых жалоб пользователей в последние дни.

Шейкин отметил, что постепенный характер ограничений даёт россиянам возможность без стресса перейти на альтернативные сервисы. В качестве таких альтернатив он прямо рекомендовал использовать национальные мессенджеры.

В Роскомнадзоре фактически подтвердили эту позицию, назвав комментарий Совета Федерации «исчерпывающим». При этом всего несколькими днями ранее, 16 января, ведомство официально отрицало блокировку Telegram, заявляя, что «новые меры ограничений не применяются».

Ранее мы также писали о частичной блокировке Telegram, а собеседник телеканала «Москва 24» издания на телеком-рынке подтвердил, что регулятор действительно вводит дополнительные ограничения.

Разный опыт пользователей объясняется тем, что интернет-провайдеры внедряют правила фильтрации несинхронно. Каждый оператор настраивает ограничения в своём режиме, поэтому проблемы возникают волнами — в разных сетях и в разное время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru