Новый троян атакует пользователей "Вконтакте"

Новый троян атакует пользователей "Вконтакте"

На прошлой неделе через социальную сеть "ВКонтакте" под видом нового приложения, изменяющего тему оформления персональной странички, начал распространяться троян, модифицирующий на зараженном компьютере файл hosts ОС Widows.

Чтобы при открытии файла hosts данные, добавленные троянцем, не были видны сразу, они записаны в конец файла после пустой незаполненной области, получившейся в результате перевода строк. В измененном файле hosts прописано около 100 наиболее популярных у российских пользователей сайтов.

При попытке пользователя зараженного компьютера выйти на любой из этих сайтов (кроме vkontakte.ru), он перенаправляется на сервер, который выводит в браузере следующее сообщение, оформленное в стиле Web-антивируса Лаборатории Касперского:

При попытке пользователя зайти на сайт vkontakte.ru, он перенаправляется на фальшивую главную страницу социальной сети. Расположена она на том же сервере, который выдает фальшивое сообщение антивируса Касперскогго. Введенные логин и пароль отправляются злоумышленникам, после чего сервер возвращает информацию о якобы заблокированной странице пользователя — в связи с рассылкой с данного компьютера спам-сообщений. Для предоставления доступа к сайту пользователю предлагается отправить SMS на короткий номер.

Многие пострадавшие пытаются самостоятельно справиться с проблемой и ищут помощи на форумах, где им советуют в первую очередь найти и проверить файл hosts. Этот файл троянец делает скрытым, но в той же папке создает файл hosts.txt, видимый пользователям. Текст, который в нем содержится, мошенники явно адресовали своим жертвам:

Если пользователь попадется на удочку мошенников и отправит платную SMS (цена которой, по свидетельству пострадавших, превышает указанные 100 руб.), полученный им код активации никак не изменит ситуацию: hosts файл на компьютерах жертв невозможно вернуть к исходному состоянию со стороны сервера.

Данный троян детектируется "Лабораторией Касперского" как Trojan.Win32.Qhost.ncw и представляет собой .NET-приложение.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru