Рост активности трояна Bicololo угрожает пользователям Вконтакте и Одноклассников

Рост активности трояна Bicololo угрожает пользователям социальных сетей

Компания ESET, сообщает о растущей активности трояна Win32/Bicololo, нацеленного на русскоязычных интернет-пользователей. Win32/Bicololo – троянская программа, целью которой является кража персональной информации пользователей. Экспертами ESET обнаружена повышенная активность распространения данной угрозы – она рассылается под видом ссылок на графические файлы со стандартным расширением .jpg. При активации подобной ссылки, вместо открытия изображения начинается загрузка вредоносного файла.

Попадая на компьютер пользователя, вредоносная программа модифицирует системный файл hosts и прописывает в нем IP-адреса принадлежащих злоумышленникам фишинговых сайтов. При попытке перейти на легальный сайт, пользователь автоматически перенаправляется на его фальшивый аналог.

Рассматриваемая модификация Win32/Bicololo.A нацелена на персональные данные пользователей Вконтакте и Одноклассников (суммарное количество аккаунтов превышает 400 млн), а также на владельцев почты на сервисе Mail.ru (число пользователей превышает 30 млн человек). Адреса именно этих порталов, включая адреса мобильных версий сайтов, программа прописывает в файле hosts.

Вся информация, введенная пользователями на поддельных ресурсах, автоматически попадает к злоумышленникам. Стоит отметить высокое качество фальшивых страниц – так, фишинговый сайт, маскирующийся под главную страницу Вконтакте, отличается от оригинала лишь невозможностью сменить язык или воспользоваться защищенным https-соединением.

В 2013 году семейство троянов Win32/Bicololo неизменно попадает в рейтинг наиболее распространенных в России угроз, ежемесячно составляемый аналитиками ESET.

 

Рисунок. Активность Win32/Bicololo в мире.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru