Так виноват ли Китай?

Эксперты и исследовательские группы самого разного масштаба по-прежнему пытаются найти ответ на вопрос, уже довольно давно терзающий высшие чины американских правительственных и военных ведомств. Все они так и не могут окончательно определить: читали ли китайские спецслужбы секретную информацию, передававшуюся упомянутыми ведомствами через Интернет?



Некоторое время назад в докладе сенатской комиссии по вопросам экономического взаимодействия и безопасности отношений США и Китая были преданы широкой огласке сведения о том, что в апреле текущего года на относительно непродолжительное время весь Интернет-трафик, идущий как на домены .gov и .mil (а именно в этих доменах расположены многие ресурсы государственных и оборонных ведомств), так и от них, "таинственным образом" оказался полностью замкнут на китайские маршрутизационные мощности. Все данные - письма по электронной почте, запросы на открытие веб-страниц и т.п. - в течение восемнадцати минут проходили только через серверы китайского национального поставщика услуг Интернета China Telecom. США были чрезвычайно обеспокоены этим фактом, хотя напрямую обвинять власти Китая в произошедшем не стали.


Доклад был опубликован в среду, 17 ноября. С этого дня разнообразные специалисты непрерывно гадают, был ли инцидент подстроен, или же являет собой лишь случайность; в конце недели свое авторитетное мнение высказала компания Renesys, занимающаяся отслеживанием сетевой активности в Интернете. По мнению аналитиков этой компании, в данном случае мы все же не имеем дело с акцией, направленной именно против американских государственных деятелей и военных: представитель Renesys Джеймс Кови заявил, что происшествие затронуло множество сетей в 170 странах мира, и вследствие этого через серверы China Telecom прошли данные правительственных и оборонных ведомств не только США, но и ряда иных государств.


"Сущность инцидента предполагает скорее случайную ошибку, нежели преднамеренную атаку против кого-то конкретного", - сказал г-н Кови. - "Впрочем, следует оговориться, что, не располагая всем объемом необходимых данных, однозначную и безусловную гарантию давать все же не представляется возможным".


По мнению главного технолога Renesys, причиной происшествия стало то, что одна из подсетей China Telecom ошибочно оказалась ассоциирована с более чем пятьюдесятью тысячами различных блоков IP-адресов. В результате серверы государственного провайдера Китая были автоматически выбраны маршрутизаторами как оптимальные для передачи трафика между этими адресами, и довольно большой объем данных со всего Интернета проследовал именно через эти площадки. Такие ошибки иногда случаются в Сети, но обычно их жертвами становятся более мелкие провайдеры, мощности которых вскоре оказываются погребены под напором неожиданно возросшего трафика; администраторы начинают искать причину, и проблема быстро исправляется. Но China Telecom - это одиннадцатый по величине поставщик услуг Интернета в мире, и его серверы оказались способны выдержать наплыв трафика без заметных нарушений производительности.


"Многие уверены, что подобное перенаправление данных - это идеальные условия для архивирования трафика посредством атаки типа "man-in-the-middle" (т.е. "внедренный посредник"). Но в настоящее время нет никаких свидетельств того, что подобное сохранение и последующее изучение переданных сведений действительно имело место", - заключил г-н Кови.


PC World

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Газпромбанк пожаловался на мощную DDoS-атаку

6 сентября на сервисы Газпромбанка натравили ботов. В результате DDoS-атаки пострадали сайт компании, кол-центр и смс-провайдер. ИБ-отдел Газпромбанка жалуется, что бизнесу в кибервойне не помогают силовики.

“Прошли те времена, когда модель угроз состояла из криминала, а целью была нажива. Теперь это политически подкованные группы с идеей что-то обрушить, сделать что-то плохое”, — этими словами начал свое выступление на Business Information Security Summit Александр Егоркин, первый вице-президент Газпромбанка.

Егоркин рассказал о масштабной DDoS-атаке, которой подверглись сервисы Газпромбанка 6 сентября. Хактивисты настроили тысячи ботов, которые одномоментно заполняли анкеты на сайте банка. Злоумышленники вбивали в форму данные из утечек интернет-провайдера, а тот автоматически рассылал сообщения по указанным номерам телефонов.

В итоге “упали” сайт и кол-центр Газпромбанка, а также сам смс-провайдер, рассказывает Егоркин.

“Надо отдать должное, атакующие серьезно готовились”, — оправдывается Егоркин. В тот же день атакам подвергся банк-клиент и сетевой экран Газпромбанка. По словам топ-менеджера, на восстановительные работы ушло примерно четыре часа.

Егоркин считает, что в сегодняшних сложных условиях кибервойны банки остаются один на один с хактивистами. Силовые структуры не уделяют должного внимания ни предотвращению, ни расследованию инцидентов.

Нас “дидосили” с российских, белорусских и китайских IP-адресов, добавляет ИБ-специалист. “Интернет-проксеры” и правоохранительные органы могли бы оперативно найти центр управления атаками и заблокировать сервер. Но этим никто не занимается.

“Каждый сам за себя в этом киберпространстве”, — сожалеет Егоркин.

Представитель Газпромбанка считает, что государство должно активнее помогать бизнесу в борьбе с атаками.

Уже на другой дискуссии, участников круглого стола “Ландшафт и стратегия ИБ голосами практиков” спросили, нужно ли государству больше вмешиваться в “разборки” больших бизнесов с киберпреступниками.

Крупные финансово-коммерческие организации должны сами оценивать свои риски, высказался Роман Морозов, руководитель Управления информационной безопасности Департамента безопасности, Capital Group.

Государство уже и так достаточно делает, добавили другие спикеры.

На рост атак жаловался и представитель коммерческого банка Кыргызстана.

Все мошенники, которые до этого терроризировали своими звонками российских пользователей, перешли на наших граждан, — уточнил начальник Службы ИБ Батырбек Абдрашитов. — В том числе потому, что официальный государственный язык в Кыргызстане — русский”.

Аферисты масштабировали свои сценарии на киргизских граждан.

После введения антироссийских санкций Кыргызстан стал плацдармом для поддержки “изъятых” в России банковских услуг, напоминает Абдрашитов. Риски при этом возросли.

“Нам было бы полезно и приятно принять участие в киберучениях вместе с российскими коллегами”, — добавляет Абдрашитов.

Есть вопросы у бизнеса и к импортозамещению, которое теперь принято называть “цифровой независимостью”.

В Газпромбанке больше половины систем уже импортозамещены, рассказывает Егоркин. Еще несколько десятков продуктов проходят тесты. По словам топ-менеджера, основные претензии к российским решениям — нагрузочные характеристики, слабая функциональность, сбои и “недружелюбный” интерфейс.

С такой оценкой согласен и Юрий Забавин, начальник отдела ИБ РусГазШельф:

“Многие российские решения, которые предлагают сейчас наши вендоры вместо ушедших, имеют костыли. Многие топовые решения ушли с рынка. Российские же не могут полноценно заменить. Интерфейс, нагрузочные характеристики не справляются, многое в стадии разработки. Мы ищем отечественные аналоги, которые бы нас удовлетворили. Но многие иностранные решения по деньгам были дешевле, чем наши. Сейчас я формирую бюджет. Пока не знаю, как буду защищать этот бюджет, если решения в 2022 году на такое же количество людей, стоят намного дороже, чем в 2021”.

Сдержанные эмоции вызвала у представителей бизнеса инициатива оборотных штрафов за утечки. На первой пленарной сессии BISS’22 регуляторы активно требовали большей ответственности для игроков.

По мнению вице-президента Газпромбанка, если банк внедрил все нужные ИБ-решения и соответствует требованиям, его не за что наказывать.

“Любая система уязвима, — считает Егоркин. — Тот, кто говорит, что можно построить неуязвимую систему, ничего не понимает в ИБ. Имея неограниченный денежный и временной ресурс, можно взломать любую систему”.

Кроме того, высокие оборотные штрафы могут спровоцировать шантажистов, считают участники дискуссии.

Оборотные штрафы за утечки — это философский вопрос, готового решения пока нет, заключили эксперты ИБ от бизнеса.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru