Интервью с Константином Архиповым, генеральным директором Panda Security Russia

Интервью с Константином Архиповым, генеральным директором Panda Security Russia

Константин Архипов - Генеральный директор Panda Security Russia

Константин Архипов родился в Екатеринбурге в 1975 году. Выпускник факультета экономики и управления Уральского Лесотехнического Университета.

Профессиональную карьеру Константин начал торговым агентом по продаже программного обеспечения «Консультант-Плюс». Участвовал в разработке системы телемаркетинга для продажи программного обеспечения.

В 2001 году стал директором ООО «Парагон» и открыл в Екатеринбурге представительство испанской софтверной компании Panda Software. Это один из немногих случаев, когда иностранная компания заключила эксклюзивное соглашение о представлении своих интересов с немосковской фирмой.

...

На вопросы Anti-Malware.ru любезно согласился ответить Константин Архипов, генеральный директор Panda Security Russia. Это интервью продолжает цикл публикаций "Индустрия в лицах".

О положении Panda Security на рынке

1. Panda присутствует на российском рынке уже семь лет. Как бы Вы оценили сегодняшнее положение Panda Security в России?

Сегодня мы уже чувствуем себя на рынке достаточно уверенно. Наши продукты присутствуют как в сегменте домашних решений, так и в корпоративном секторе. Мы предлагаем также и аппаратные решения, и различные сервисы. С момента выхода Panda Seсurity на российский рынок наши продажи постоянно растут. Ситуация с конкурентами тоже стала ясна. Поэтому сейчас мы чувствуем себя уверенно и спокойно. Можно сказать, что за прошедшие годы мы встали на ноги и с оптимизмом смотрим в будущее.

2. Каковы основные показатели, с которыми Panda Security Russia вступила в 2008 год? Оцените, пожалуйста, свою долю рынка в России. Согласны ли вы с ее оценкой нашим порталом (около 2%)?

Российский офис Panda Security, также, как и наш главный офис - компании частные, и мы никогда не раскрываем показатели выручки. Такова наша политика в сфере ведения бизнеса. Что же касается доли рынка, то мы считаем, что она несколько выше, чем предполагает ваш портал. Опираясь на результаты наших собственных исследований, мы считаем, что на сегодняшний день нам принадлежит примерно 5% российского рынка антивирусов.

3. В 2003 году вы дали интервью, в котором заявили, что в ближайшие пять лет Panda Security будет занимать не менее 30% корпоративного рынка антивирусов в России. Что помешало реализации этих планов?

В 2003 году мы только вышли на рынок и были полны иллюзий. Тогда мы недооценили привязанность клиентов к уже установленным решениям и инертность партнеров, а также то, что со временем будут появляться новые производители и забирать какую-то долю рынка себе. Ну и, конечно же, на этапе выхода на рынок и становления, мы допустили несколько ошибок. Все это в совокупности сыграло свою роль.

Мы считаем, что в обозримом будущем ни один производитель не будет занимать больше 40% рынка. А наша доля в ближайшее время должна вырасти до 10%, а в перспективе мы планируем довести ее до 13-15%. Это более чем осуществимо. Мы считаем, что в нынешних реалиях российского бизнеса, это будет очень неплохой результат.

4. Кто, на ваш взгляд, является основными конкурентами Panda Security на российском рынке?

В нашем секторе бизнеса не так много компаний, чтобы выделять кого-то персонально. Кроме того, сегодня рынок динамично растет и места вполне хватает всем. Так что можно сказать: и все и никто. Стоит отметить, что у разных наших продуктов, ориентированных на тех или иных клиентов, и конкуренты разные.

Panda Security здесь и сейчас

5. Российский рынок персональных или корпоративных продуктов представляется вам более перспективным на данный момент и почему? На каком сегменте рынка будут сосредоточены усилия компании?

Ни для кого не секрет, что самый прибыльный рынок – это рынок корпоративных решений. Но вместе с тем, рынок домашних продуктов вот-вот начнет очень бурно расти. Да что там, уже растет. Это связано с тем, что увеличивается число пользователей домашних и мобильных компьютеров, многим уже стало проще купить антивирусное решение, чем искать где-то пиратскую копию. Поэтому мы прогнозируем большой рост сегмента домашних решений.

А на счет усилий ответить сложно. Мы стараемся поочередно уделять внимание развитию всех наших направлений. Если мы захотим на чем-то особенно сосредоточиться – то это вопрос стратегического развития, о котором говорить заранее нам не хотелось бы.

6. С вашей точки зрения, каково главное преимущество продуктов Panda Security на российском рынке?

Все наши продукты без исключения очень просты в использовании. У домашних решений приятный, интуитивно понятный интерфейс, они нетребовательны к ресурсам компьютера. Наши решения идеальны для неопытных пользователей, но и опытные, забравшись поглубже в настройки, смогут сконфигурировать защиту именно так, как им будет удобно.
А наши корпоративные решения универсальны и содержат просто колоссальные возможности: и роуминг для обновления защиты мобильных пользователей, и глубокий аудит всей сети предприятия, и удобная консоль управления, позволяющая развернуть защиту с рабочего места администратора, и многое другое.

Если коротко, то главные наши преимущества – это простота и универсальность.

7. В прошлом году штаб-квартира Panda Security провела ребрендинг. Какие цели он преследовал, и достигнуты ли они, на ваш взгляд? В какой мере он изменил восприятие компании на рынке?

Смена нашего бренда – это отражение значительных изменений, происходящих в Panda, как на технологическом, так и на организационном уровнях. Например, в рамках лаборатории PandaLabs мы предприняли решительный шаг – начали внедрение автоматизированных процессов, которые позволят лаборатории обрабатывать гораздо большее количество образцов вредоносных программ.

Наш новый бренд основан на уникальных чертах, составляющих индивидуальность нашей компании: предотвращение угроз, инновации, способность компании предвидеть ситуацию, быть на шаг впереди (наш слоган), отличное качество и эффективность продуктов и сервисов.

8. Что связывает образ медведя панды и бренд Panda Security? Почему для корпоративного стиля антивирусной компании был выбран именно этот персонаж? Что он символизирует?

Медведь панда больше не будет являться составной частью нашего бренда и корпоративной идентичности. Однако для многих пользователей этот персонаж ассоциируется с нашей компанией, и к тому же его образ обладает рядом позитивных коннотаций (близкий, дружественный, впечатлительный). Поэтому мы продолжим использовать в интерфейсах наших продуктов измененное изображение панды, которое может послужить продвижению продукции.

9. Расскажите о характере взаимодействий главного офиса компании и Panda Security Russia? Насколько серьезно российское представительство компании может влиять на разработку продуктов и сервисов Panda Security?

Продукты нашей компании разрабатываются, исходя из реалий глобального рынка, на разработку решений влияет анализ общемирового спроса и потребностей. Мы можем влиять на свойства и функции продуктов, начиная со стадии бета-тестирования. Если наши замечания сочтут обоснованными, то их обязательно включают в следующую версию или очередной Service Pack (SP).

10. Вы говорили однажды, что успешное присутствие на локальном рынке невозможно без качественной локализации продукта и высокого уровня технической поддержки на языке данного рынка. Как вы оцениваете качество поддержки пользователей продуктов Panda Sеcurity на русском языке, а также качество локализации продуктов?

Все наши пользователи могут воспользоваться технической поддержкой на русском языке. На сегодняшний день наши домашние решения полностью переведены на русский, как и клиентские части корпоративных продуктов, устанавливаемые на рабочих станциях. Мы считаем, что на данный момент наша служба поддержки функционирует на должном уровне. Но, несмотря на это, мы продолжаем постоянно совершенствовать ее работу, внедряя новые технологии. В частности, все службы технической поддержки Panda Security по всему миру в скором времени будут работать в едином информационном пространстве, по единым стандартам в соответствии со специальными процедурами.

11. Насколько, на ваш взгляд, в России важна техническая поддержка и можно ли добиться в этом направлении существенного превосходства над конкурентами?

Служба технической поддержки нужна в любой стране. Возможно, существуют продукты, которые настолько просты, что могут обходиться без нее, но решения информационной безопасности явно не из их числа. Превосходства добиться можно, но на очень короткий срок. Ведь это преимущество будет зависеть только от степени слаженности работы, а это, к сожалению, легко нарушить. Службы технической поддержки в разных компаниях отличаются, конечно, но нельзя сказать, что какие-то работают заметно хуже, а какие-то наоборот, лучше. Сегодня их уровень во всех компаниях примерно одинаковый.

12. Насколько успешно продаются ваши короткие лицензии на 3 и 6 месяцев? Повлияло ли их введение существенно на ваши продажи?

Существенно на продажи эти версии не влияют, но они нам очень полезны в другом плане. Они оказываются как нельзя кстати для пользователя, когда он уже познакомился с пробной версией и готов воспользоваться коммерческой, но психологически ему пока трудно заплатить за годовую лицензию. Покупая короткую лицензию, он практически ничем не рискует, если ему все-таки не понравится наше решение. А если понравится – пользователь без какого-либо смущения или страха купить «не то», спокойно приобретет наш полноценный годовой продукт.

О технологиях

13. В одном из недавних тестов AV-Test.org, в рамках которого специалисты лаборатории анализировали время реакции различных антивирусных решений на появление новых угроз, результат Panda Antivirus 2008 составил свыше пяти часов. Планирует ли главный офис работать над тем, чтобы улучшить это показатель? К слову, какие технологические нюансы ваших продуктов представляются Panda Security наиболее важными для проработки и совершенствования?

На самом деле скорость реакции – это субъективный параметр. В тот день она была равна 5 часам, а сегодня, возможно, составит один час или наоборот десять. Ежедневный поток новых вирусов, обнаруженных антивирусными компаниями, настолько огромен, что ни одна компания не включит их все в свои базы сигнатур. Это просто невозможно физически. Поэтому антивирусные лаборатории расставляют приоритеты, что включить, а что хранить пока у себя и разослать пользователям, как только степень опасности возрастет. Кроме того, 5 часов – это приемлемая скорость для большинства пользователей, ведь далеко не каждый сидит в сети круглосуточно. Гораздо важнее скорости реакции качество работы проактивных технологий. Вот как раз ими мы заслуженно гордимся, ведь именно они, вкупе со скоростью реакции, способны обеспечить отличный уровень защиты. (Результаты тестирования тем же AV-Test.org проактивных технологий можно посмотреть тут). Кроме того, недавно AV-Test.org провела новое исследование, где эксперты сравнили способность разных решений найти и обезвредить угрозы, использующие руткит-технологии для сокрытия своей деятельности. Наш продукт оказался в этом плане максимально результативным!

14. Приоткройте немного завесу секретности: стоит ли ожидать от вас каких-то бизнес ноу-хау, способных кардинально изменить расклад сил на рынке антивирусного программного обеспечения в России?

На самом деле мы планируем выпуск на рынок нового продукта, который можно было бы назвать просто революционным. Благодаря этому продукту небольшая компания, специализирующаяся на услугах по обеспечению информационной безопасности, сможет буквально не выходя из своего офиса обеспечивать максимальную и эффективную защиту любому своему клиенту любого размера в любой точке России,. И будет совершенно неважно, сколько таких клиентов будет у этой небольшой компании.

Перспективы и тенденции

15. Как вы думаете, каковы ключевые тенденции современного рынка информационной безопасности в целом? К чему он идет?

Компьютерная грамотность современных пользователей, к сожалению, снижается на фоне роста общего количества людей, пользующихся компьютерами. Иными словами, все больше и больше людей активно используют компьютеры, не заботясь о безопасности, не желая задумываться об этом. В то же время количество вредоносных кодов растет просто с колоссальной скоростью. Иногда в день наша лаборатория получает больше вирусов, чем раньше собиралось за год! Такое количество образцов включить в базы пользователей, как уже я уже сказал, просто невозможно. Поэтому необходимо пересматривать всю модель обеспечения надежной защиты. Наша компания новатор в этом вопросе. Мы создали интерактивную систему сбора и обработки новых образцов вредоносных программ, и применили этот революционный подход в наших продуктах. Эту систему мы назвали «Коллективный разум». Благодаря этой разработке качество наших услуг заметно улучшилось, а нагрузка на лабораторию уменьшилась, потому что система самостоятельно собирает подозрительные образцы со всех клиентских компьютеров, сама их классифицирует и сама рассылает обновления нашим пользователям.

16. Через три года исполнится десять лет присутствия Panda Sеcurity на российском рынке. У вас есть стратегическая цель, которой вы хотели бы достигнуть к этому моменту?

Да, мы рассчитываем удвоить нашу рыночную долю и выйти на 10%-ный показатель. Хотя сейчас достаточно сложно загадывать, ранок на подъеме и трудно делать долгосрочные прогнозы. Но мы, конечно, надеемся, что этот подъем продолжится.

17. Каковы планы Panda Security Russia на более близкую перспективу, скажем, на ближайший год?

Выпустить новый продукт, который будет еще лучше удовлетворять потребности наших пользователей.

18. Расскажите о том, какое значение работа в Panda Security Russia имеет для вас лично? Почему представляет интерес? Какое достижение на этом месте имеет или будет иметь для вас большое значение?

Мое личное мнение: у нас самый лучший продукт для обеспечения безопасности, который на голову выше всех конкурентов. И это стало возможным во многом благодаря тому, что наша компания - технологический новатор. «На шаг впереди» - это не просто наш слоган, это действительно так. Наши решения предоставляют поистине колоссальные возможности нашим клиентам, а технологий, подобных нашим, нет ни у одного конкурента. Конечно, у каждого свое мнение. Наверное, некоторые, работники конкурирующих компаний, точно так же думают про свои решения, а некоторые сотрудники конкурентов, особенно технические инженеры, поддержат мое мнение. Но в любом случае, согласитесь, приятно работать с продуктом, в который действительно веришь, который, по твоему мнению, лучший. Тогда в дело вкладываешь душу. А это самое главное – делать то, к чему у тебя душа лежит.

Cпасибо!