Расширенный анализ рынка DLP-систем в России 2012-2014

 

Информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru представляет первый расширенный анализ рынка средств защиты от утечек конфиденциальных данных (DLP) в России. В отчете приводятся данные объемов продаж и долей рынка основных игроков в 2013 году.

 

 

 

1. Введение

2. Методология

3. Объемы продаж в 2013 году

4. Доли рынка в 2013 году

5. Комментарии партнеров Anti-Malware.ru

 

 

Введение

Отчет представляет собой первое независимое расширенное исследование рынка систем защиты от утечек конфиденциальных данных (DLP) в России по итогам 2013 года. Исследование является дополнением к ранее опубликованному Анализу рынка систем защиты от утечек конфиденциальных данных (DLP) в России 2012-2014. В нем мы решили пойти дальше и рассмотреть рынок DLP чуть шире, охватив тех производителей и продукты, которые из-за технических ограничений не попадали в категорию систем DLP в классическом понимании этого термина.

Приведенные в этой части исследования данные за 2013 годы могут не совпадать с официальными данными участников рынка в России, так как являются экспертной оценкой авторов исследования.

При проведении анализа эксперты не ставили своей целью каким-либо образом повлиять на общественное мнение, изменить расстановку сил на рынке или исказить положение дел на рынке в чью-либо пользу.

 

Методология

В отличие от ранее опубликованного Анализа рынка систем защиты от утечек конфиденциальных данных (DLP) в России 2012-2014 в данном исследовании мы считаем продажи не только DLP-систем в классическом понимании, но и похожих на них систем, которые лишь частично подходят под этот классу продуктов -- так называемые DLP Lite и Channel DLP.

DLP Lite (усечённые DLP) в отличие от полноценных DLP-систем обычно имеют в своем арсенале меньше технологий контентного анализа, поддерживают меньшее количество протоколов (например, только SMTP, HTTP и некоторые протоколы IM). DLP Lite могут работать исключительно на уровне рабочих станций или, напротив, на уровне шлюза. Такие системы, как правило, имеют ограниченные средства администрирования и неразвитые механизмы управления политиками безопасности.

Channel DLP (DLP, ограничивающие каналы передачи данных) – это системы, предназначенные для минимизации риска утечки конфиденциальных данных, но, в отличие от полноценных DLP, имеющие довольно ограниченные функциональные возможности для анализа контента или не имеют их вовсе. К таким системам относятся специализированные продукты, например, ограничивающие использование внешних устройств, отдельных сетевых протоколов или шифрования электронной почты.

В данном исследовании под DLP-системами в широком смысле мы будем понимать такие продукты, которые позволяют обнаружить, блокировать или предотвращать (в том числе путем ограничений канала) случаи несанкционированной передачи (утечки) конфиденциальной информации по какому-либо каналу коммуникаций. Таким образом, мы будем учитывать не только полноценные DLP корпоративного класса, но и DLP Lite, и Channel DLP.

Технически контролируемыми DLP-продуктом каналами могут выступать: 

  • Электронная почта (трафик SMTP, POP3, IMAP4).
  • Веб-ресурсы: публичные почтовые сервисы, социальные сети, форумы, блоги, чаты и т.п. (трафик по протоколам HTTP, HTTPS и FTP).
  • Программы для обмена мгновенными сообщениями и пиринговые клиенты (ICQ, Jabber, MSN, Skype, многочисленные клиенты для P2P-сетей и т.п.).
  • Сетевая печать (SMB Printing, NCP Printing, LPD, IPP и т.д.)
  • Внешние устройства, подключенные к рабочим станциям или серверам (USB-диски, CD/DVD, локальные принтеры, несанкционированные передатчики WiFi, Bluetooth, IrDa, модемы и т.п.).

Таким образом, в данной трактовке DLP-продукт может, но не обязан, обеспечивать возможности обнаружения случайного или умышленного несанкционированного использования информации сотрудниками компании посредством ее анализа, а может частично или полностью перекрывать каналы потенциальных утечек. Количество технологий анализа контента и поддерживаемых  протоколов не является важным критерием отбора продуктов для данного исследования.

Необходимо отметить, что в данном исследовании мы не учитывали компании, в чьих продуктах DLP-составляющая не является основным элементом и фактором его покупки. Например, это относится к UTM-устройствам или иным комплексным средствам сетевой безопасности.

Приведенные в исследовании данные за 2013 календарные годы были получены из различных источников, среди которых: официальные данные участников рынка, информация из открытых источников, а также экспертные оценки аналитиков Anti-Malware.ru.

Все данные объемов продаж указаны в ценах для конечных пользователей в рублях и в долларах США в пересчете по среднегодовому курсу ЦБ. Это дает суммы, значительно превышающие реальные доходы компаний-производителей или их дистрибьюторов на территории России (то есть цифры объема продаж в ценах для конечного пользователя и данные реальных доходов производителей различаются на величину наценки каналов продаж).

В силу специфики рынка из объемов продаж не вычитались сопровождающие проекты услуги (предпродажный консалтинг, внедрение, послепродажное обслуживание), а также включенное в состав конечного продукта программное и аппаратное обеспечение третьих сторон (например, базы данных Oracle, операционные системы Oracle Solaris, Microsoft Windows, серверное оборудование и т.п.).

 

Объемы продаж в 2013 году

Ниже приведены данные по объемам продаж различных производителей на рынке систем защиты от утечек в России в российских рублях и долларах США (в ценах для конечных пользователей).

 

Таблица 1. Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2013 годы

Производитель Объем продаж 2013
млн руб. млн $
InfoWatch 814 25,6
DeviceLock 519 16,3
Инфосистемы Джет 480 15,1
Zecurion 436 13,7
SearchInform 369 11,6
Websense 200 6,3
Lumension 153 4,8
МФИ Софт 105 3,3
Symantec 99 3,1
Другие 165 5,2
Весь рынок 3341 105

 

Рисунок 1. Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2013 годы (млн руб.)

Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2013 годы (млн руб.) 

 

С учетом продаж DeviceLock, SearchInform и Lumension объем широкого рынка DLP-систем в России в 2013 году оценивается в $105 млн или 3.3 млрд. руб. Что суммарно на $33 млн больше оценки основного рынка DLP без учета этих компаний, сделанной нами в предыдущей части исследования.

По объему продаж лидируют российские компании InfoWatch (814 млн руб. / $25,6 млн),  DeviceLock (519 млн руб. / $16,3 млн) и «Инфосистемы Джет» (480 млн руб. / $15,1 млн). За ними следуют также российская Zecurion (436 млн руб. /  $13,7 млн), белорусская SearchInform (369 млн руб/ $11,6 млн) и американская Websense (200 млн руб. / $6,3 млн).

Важно отметить, что согласно методологии исследования оценка объема продаж компаний InfoWatch и «Инфосистемы Джет» проводилась с учетом не только разрабатываемого ими программного обеспечения, но и наличием сопутствующих услуг, а также стоимости лицензий на необходимые сторонние продукты (базы данных Oracle, серверное оборудование и т.д.). Естественно, объем продаж только самих программных продуктов InfoWatch (в основном это TrafficMonitor) и «Дозор-Джет» от «Инфосистемы Джет» существенно меньше приведенных в таблице 1 данных (на десятки процентов).

В оценке объема продаж DeviceLock и Lumension не учтены суммы проектных работ и профессиональных услуг‎, показаны только объемы продаж ПО. Таким образом, реальный объем продаж с учетом всех сопутствующих услуг может быть больше.

В категории «Другие» учитывались продажи таких компаний как Falcongaze, «Трафика», Iteranet, RSA, Trend Micro и Verdasys и других.

 

Доли рынка в 2013 году

Для лучшего понимания ситуации на рынке удобнее оперировать долями рынка основных игроков. Для этого данные из таблицы 1 были пересчитаны в проценты от общего объема рынка. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунках 2-3.

 

Таблица 2. Доли рынка основных игроков DLP-рынка в России за 2013 годы

Производитель Доля рынка 2013 
InfoWatch 24,4%
DeviceLock 15,5%
Инфосистемы Джет 14,4%
Zecurion 13,0%
SearchInform 11,1%
Websense 6,0%
Lumension 4,6%
МФИ Софт 3,1%
Symantec 3,0%
Другие 5,0%

 

Рисунок 2. Доли рынка основных участников DLP-рынка в России за 2013 год

Доли рынка основных участников DLP-рынка в России за 2013 год 

 

Лидеру российского рынка, компании InfoWatch, принадлежит 24% рынка. Идущие следом компании DeviceLock и «Инфосистемы Джет» занимают 15% и 14% рынка соответственно. Сопоставимые доли рынка имеют также компании Zecurion и SearchInform ­– 13% и 11%. Websense, Lumension, МФИ Софт и Symantec занимают сравнительно небольшие доли рынка – от 3 до 6%.

Илья Шабанов, управляющий партнер Anti-Malware.ru, так прокомментировал результаты исследования:

«В этом году мы решили учесть пожелания читателей и сделали расширенную версию исследования рынка DLP в России, которая стала дополнением традиционного ежегодного отчета.  В него вошли компании, ранее не учитываемые нами в исследовании в силу жестких органичений методологии, но также именуемые обиходе как DLP. Таким образом, стало возможным оценить так называемый “широкий рынок DLP” и оценить успешность компаний с различными подходами к защиты от утечек конфиденциальных данных».

 

Комментарии партнеров Anti-Malware.ru

Сергей Вахонин, директор по решениям DeviceLock:

«По итогам 2013 года рынок продемонстрировал устойчивый интерес к DLP-продуктам, но период бурного роста продаж очевидно закончился. Основную роль начинает играть средний бизнес, а не крупные заказчики, для которых интерес к DLP-решениям зачастую уже реализован на практике. В условиях существенно выросшей конкуренции нам удалось не только сохранить основных потребителей, но и расширить клиентскую базу – причем не только в России, а по всему миру. Стабильный интерес к DeviceLock DLP, со слов заказчиков, обусловлен высокой надежностью, гибкостью лицензирования, легкостью развертывания, широтой функциональных возможностей и наличием технологии VirtualDLP. Также отмечается потребность в предотвращении несанкционированных утечек данных посредством контроля всех потенциальных каналов передачи данных, а не только регистрации уже свершившихся утечек. Стоит отметить, что в 2013 году существенно выросли продажи лицензий DeviceLock для DLP-защиты терминальных серверов, виртуальных платформ и мобильных устройств.

В 2014 году мы ожидаем некоторого роста продаж, в том числе за счет выпуска новой версии DeviceLock DLP 8, включающей в себя новый компонент DeviceLock Discovery, и обладающей рядом новых функциональных возможностей, в частности – поддержкой оптического распознавания текста в графике непосредственно на рабочих станциях». 

 

Сергей Ожегов, коммерческий директор SearchInform:

«Компания старается оказывать полный комплекс услуг, касающихся внедрения и применения DLP-систем. С 2011 года мы плотно работаем на безвозмездной основе с вузами стран СНГ, обучая студентов практике применения DLP-систем. С 2013 года компания открыла собственный учебный центр, в котором на сегодняшний день прошли переподготовку более 400 специалистов».

   

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru