Взгляд экспертов на российский рынок межсетевых экранов нового поколения (NGFW)

Взгляд экспертов на российский рынок межсетевых экранов нового поколения (NGFW)

Как российские производители межсетевых экранов нового поколения замещают решения зарубежных вендоров? Каковы перспективы российского рынка NGFW (Next Generation Firewall) на ближайшие годы? Что производители кладут в основу своих продуктов?

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Рынок межсетевых экранов в России
    1. 2.1. Почему на рынке появляется всё больше NGFW?
    2. 2.2. Конкуренция среди производителей NGFW
  3. Что представляют собой российские NGFW
    1. 3.1. Уровень зрелости российских межсетевых экранов
    2. 3.2. Ориентируются ли российские производители на зарубежных вендоров?
    3. 3.3. Есть ли шансы на улучшение техподдержки NGFW?
  4. Прогнозы для рынка NGFW
  5. Выводы

Введение

Эксперты в студии AM Live поговорили о межсетевых экранах следующего поколения (Next Generation Firewall, NGFW). Именно в этом сегменте рынка ИБ после ухода зарубежных вендоров разворачивается настоящая битва за десятки миллиардов рублей. Компании уже могут приобрести около 20 российских вариантов межсетевых экранов, идёт разработка и новых решений в этой области. Однако гости эфира отметили, что всё не так просто, рассказали о текущем состоянии рынка и о том, как выбрать лучший NGFW.

 

Рисунок 1. Ведущие эксперты по межсетевым экранам в студии Anti-Malware.ru

Ведущие эксперты по межсетевым экранам в студии Anti-Malware.ru

 

Спикеры прямого эфира:

  • Александр Баринов, директор портфеля продуктов сетевой безопасности, группа компаний «Солар».
  • Алексей Петухов, руководитель отдела по развитию продуктов, InfoWatch ARMA.
  • Денис Кораблев, управляющий директор, директор по продуктам компании Positive Technologies.
  • Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов, «Код Безопасности».
  • Дмитрий Хомутов, директор компании «Айдеко».
  • Иван Чернов, менеджер по развитию бизнеса UserGate.
  • Денис Савенков, технический специалист по сопровождению и поддержке продаж компании Fortis.

Ведущий и модератор дискуссии — Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа».

 

 

Рынок межсетевых экранов в России

Почему на рынке появляется всё больше NGFW?

Денис Кораблев:

— Мы видели такую тенденцию: с одной стороны, клиенты пробуют и даже покупают российские софт и «железо», с другой — случаев полного перехода пока мало. Объём рынка NGFW составляет порядка 12–15 миллиардов рублей, однако он может быть гораздо больше — особенно с учётом того, что через год там придётся поменять много строившегося десятилетиями.

 

Денис Кораблев, управляющий директор, директор по продуктам, Positive Technologies

Денис Кораблев, управляющий директор, директор по продуктам, Positive Technologies

 

Эксперт отметил, что на рынке NGFW пока нет случаев, когда крупные компании полностью переходили бы на российское ПО. 

Павел Коростелев сказал, что российские заказчики сейчас находятся на этапе тестирования российского ПО. По его мнению, этот процесс будет проходить равномерно и долго.

Согласно итогам проведённого опроса, 48 % зрителей AM Live ищут российский NGFW или уже приобрели его, 18 % остаются с зарубежным. Остальные 34 % занимают выжидательную позицию.

 

Рисунок 2. Какой тактики вы придерживаетесь при замене зарубежного NGFW?

Какой тактики вы придерживаетесь при замене зарубежного NGFW?

 

Денис Кораблев:

— Есть такие продукты и технологии, которые невозможно разработать быстро. Тут есть простой и соблазнительный путь: собрать продукт из ядра Linux и решений с открытым кодом, выйти на рынок и говорить, что компания создала NGFW. Нюанс — в том, что через NGFW работает интернет, и, если с продуктом будет что-то не так, появятся простои бизнеса, потери и недовольные пользователи.

По словам спикера, важный ресурс в отрасли — грамотные специалисты, которых сейчас совсем немного. Также для создания конкурентоспособного продукта нужны время и чёткое понимание процесса. 

Александр Баринов считает, что для создания приличного NGFW нужно минимум 100 человек, вместе с тестировщиками, аналитиками и разработчиками.

Павел Коростелев:

— В отрасли складывается обманчивое ощущение, что рынок NGFW пуст и там можно сделать быстрый продукт. Аналогичная история была с операционными системами. Когда новый разработчик выходит на рынок, он понимает, что тот уже разобран, заказчики видят что к чему, и даже маркетинг тут плохо поможет.

 

Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов, «Код Безопасности»

Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов, «Код Безопасности»

 

Конкуренция среди производителей NGFW

Алексей Петухов:

— NGFW — это своего рода маркетинговый продукт. Такие решения имеют несколько классов: промышленные, для филиалов, ЦОДов и так далее. На рынке есть реальные запросы и сложности в отношении межсетевых экранов для ЦОДов. При этом у рынка есть возможность расти и развиваться.

 

Алексей Петухов, руководитель отдела по развитию продуктов, InfoWatch ARMA

Алексей Петухов, руководитель отдела по развитию продуктов, InfoWatch ARMA

 

В российском бизнесе много крупных корпораций, которые поглощают небольшие компании, говорит Денис Кораблев. Поэтому мысль о том, что можно сделать СМБ-продукт и массово продать его, является иллюзией. Эксперт считает, что лучше идти со своим решением, например, в регионы.

Иван Чернов:

— NGFW — это конкурентный рынок, который сейчас переживает один из самых неприятных этапов. Компании считают, что смогут создать продукт лучше, чем у конкурентов. Я понимаю, почему все идут делать межсетевые экраны, однако потом они столкнутся с реальностью и кейсами внедрения.

 

Иван Чернов, менеджер по развитию бизнеса, UserGate

Иван Чернов, менеджер по развитию бизнеса, UserGate

 

Ответы зрителей эфира на вопрос AM Live о том, насколько важны сроки поставки NGFW, дали следующую картину: 19 % хотят купить такой продукт уже в 2023 году, 38 % могут подождать до середины 2024 года, ещё 19 % — до 1 января 2025 года. 10 % респондентов сказали, что уже купили NGFW, а 14 % собираются жить без файрволов нового поколения.

 

Рисунок 3. Насколько важны для вас сроки поставки NGFW?

Насколько важны для вас сроки поставки NGFW?

 

Что представляют собой российские NGFW

Уровень зрелости российских межсетевых экранов

Денис Савенков:

— Зрелость NGFW — субъективное понятие. Каждый вендор по-своему представляет набор функциональности для межсетевых экранов. Однако разработчикам никуда не деться от раскрытия трафика, работы с пользователями, IPS, VPN, работы с контентом. Одна из важных составляющих — работа с динамической маршрутизацией и кластеризацией.

 

Денис Савенков, технический специалист по сопровождению и поддержке продаж, Fortis

Денис Савенков, технический специалист по сопровождению и поддержке продаж, Fortis

 

Иван Чернов отметил, что NGFW «зреет» неравномерно. Тему зрелости можно свести к отработке практических сценариев и постановке задач от заказчиков. У крупнейших мировых игроков рынка NGFW есть огромные инсталляционные базы и большое количество кейсов. Соответственно, задача производителя — работать в этой области.

— Цикл производства NGFW непрост, некоторые версии продукта буквально проверяются на заказчиках. На этих тестах компании обкатывают многочисленные кейсы. В результате разработчики могут увидеть, что именно работает не очень хорошо. Эту информацию нужно учитывать при обновлении продукта.

Алексей Петухов сказал, что InfoWatch делает в основном промышленные межсетевые экраны, а российского «железа», которое может использоваться под файрволы, в реестре отечественной продукции почти нет. Эксперт также добавил, что сейчас угасает влияние зарубежных поставщиков на российский рынок, и не факт, что они будут вкладываться в него и дальше. 

Когда зрителей AM Live спросили, что их меньше всего устраивает в российских NGFW (см. также опрос 2022 года), более 30 % назвали надёжность, 21 % — функциональность, 19 % — производительность, 15 % — техническую поддержку, 9 % — цену. 5 % респондентов сказали, что всем довольны.

 

Рисунок 4. Что вас больше всего не устраивает в российских NGFW? (сравнение с 2022 годом)

Что вас больше всего не устраивает в российских NGFW? (сравнение с 2022 годом)

 

Ориентируются ли российские производители на зарубежных вендоров?

UserGate не ориентируется на зарубежных вендоров, так как мировые лидеры уже прошли процесс становления продуктов, говорит Иван Чернов. Российский рынок до этой стадии ещё не дошёл, заказчикам нужно обеспечить прежде всего базовую функциональность, отметил эксперт. По его мнению, ориентироваться на кого-либо на рынке можно только со стороны дизайна и интерфейса.

Денис Кораблев отметил, что Positive Technologies тоже никого не копирует при разработке продуктов. Тем не менее обращать внимание на деятельность конкурентов нужно, чтобы избежать аналогичных ошибок. 

Александр Баринов добавил, что «Солар» изучил деятельность всех вендоров и взял оттуда лучшее.

— Перед выпуском каждого релиза своего продукта мы опрашиваем заказчиков, узнаём, чего они хотят, тем самым создавая некую вовлечённость. Эти опросы показывают, что около половины из них «затаились» и имеют детальный «план Б» по замене всего зарубежного. Они ждут толчка от регуляторов или руководства. Ещё часть заменила ряд продуктов точечно. Есть заказчики, у которых стоит и зарубежное, и российское.

 

Александр Баринов, директор портфеля продуктов сетевой безопасности, группа компаний «Солар»

Александр Баринов, директор портфеля продуктов сетевой безопасности, группа компаний «Солар»

 

Для слушателей эфира AM Live решающим фактором при выборе NGFW оказалась функциональность, так ответили 49 % респондентов. Ещё 18 % ценят производительность, 10 % — идеальную техподдержку, 9 % — наличие сертификатов, 4 % — цену. Оставшиеся 10 % обращают внимание на нечто отличное от перечисленного.

 

Рисунок 5. Что для вас является решающим фактором при выборе NGFW?

Что для вас является решающим фактором при выборе NGFW?

 

Есть ли шансы на улучшение техподдержки NGFW?

Павел Коростелев:

— В техподдержке нашего NGFW работает больше людей, чем у некоторых российских вендоров. Причина — в том, что нам нужно иметь очень большую базу первой, второй и третьей линий. Всё это сковано конкретными SLA. Мы стараемся, чтобы техподдержка работала правильно и взаимодействовала с заказчиками. Тут очень важна обратная связь от них.

Отдельная история — когда заказчику выделяется свой инженер. Такой специалист всегда в курсе, как обстоят дела у конкретного клиента, и помогает ему, рассказал эксперт.

Денис Савенков отметил, что в техподдержке многое зависит от ситуации и реакции самого вендора.

Денис Кораблев добавил, что важная составляющая техподдержки связана с аппаратным обеспечением (и с соответствующими проблемами на рынке). Очень важно иметь склад «железа», чтобы при необходимости брать его оттуда, привозить клиентам и заменять. 

Дмитрий Хомутов:

— Раньше традиционные вендоры больше были сетевиками, а не безопасниками. Но у нас есть хороший случай коллаборации: мы делаем сигнатуры сами, но сотрудничаем с «Лабораторией Касперского», потому что одной компании трудно сделать всё самостоятельно. Это сотрудничество позволяет укрепить продукт.

Лишь 8 % зрителей эфира полностью доверяют обещаниям вендоров, примерно треть (29 %) считают, что если сделана половина — уже хорошо. 37 % делают поправку на то, что имеют дело с российским вендором, 23 % знают, что обещанного три года ждут. Наконец, 3 % респондентов вообще не доверяют производителям.

 

Рисунок 6. Насколько вы доверяете обещаниям вендоров?

Насколько вы доверяете обещаниям вендоров?

 

Прогнозы для рынка NGFW

Павел Коростелев:

— Российский рынок NGFW уже сформировался после шока в феврале 2022 года. Меняться в контексте состава игроков и соотношения долей он не будет. Рынок будет расти пропорционально текущим долям, которые сформируются к концу 2023 года. Важной задачей станет соблюдение законодательства, согласно которому в 2025 году устройства должны быть куплены и внедрены в компаниях. Это сложная задача, но очень интересная.

Дмитрий Хомутов не согласился с этим прогнозом. По его мнению, рынок NGFW в России будет меняться и консолидироваться. 

 

Дмитрий Хомутов, директор компании «Айдеко»

Дмитрий Хомутов, директор компании «Айдеко»

 

Александр Баринов сказал, что в наше время делать долгосрочные прогнозы, выстраивать стратегии и планы трудно. Весьма часто их приходится пересматривать. 

Денис Савенков считает, что функциональность продукции зарубежных вендоров в перспективе будет реализована и в российских NGFW.

После эфира AM Live 42 % его зрителей отметили, что российские межсетевые экраны — слишком сырые, нужно подождать. 28 % заинтересовались и готовы к тестированию, 17 % убедились в правильном выборе NGFW. Ещё 5 % посчитали, что участники не смогли доказать необходимость файрволов нового поколения. 8 % респондентов не поняли, о чём шла речь в дискуссии. Примечательно, что менять NGFW на другой не готов никто.

 

Рисунок 7. Каково ваше мнение относительно NGFW после эфира?

Каково ваше мнение относительно NGFW после эфира?

 

Выводы

Российский рынок межсетевых экранов находится на стадии формирования. Производители стараются не копировать зарубежные продукты, используют собственные архитектуры и активно взаимодействуют с клиентами, учитывая их пожелания.

Особенностью рынка сейчас является то, что на него выходит всё больше новых игроков, которые не всегда учитывают суровую реальность и удерживаются на плаву. Мнения экспертов относительно перспектив этого рынка разделились. Одни считают, что новичкам там места нет, другие — что он продолжит расти и расширяться.

Проект AM Live продолжает работу. На следующей неделе эксперты отрасли снова соберутся в студии и обсудят актуальные темы российского рынка информационной безопасности. Будьте в курсе трендов и важных событий. Для этого обязательно подпишитесь на наш YouTube-канал. До новых встреч!

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru