Вымогатели Werewolves предлагают инсайдерам $1 млн за компромат

Вымогатели Werewolves предлагают инсайдерам $1 млн за компромат

Вымогатели Werewolves предлагают инсайдерам $1 млн за компромат

Специалисты ИБ-компании F.A.С.С.T. выявили новую группу вымогателей, атакующих российские организации. Злоумышленники называют себя Werewolves («оборотни») и оперируют клоном шифровальщика LockBit.

Кибергруппа Werewolves (не путать с APT Core Werewolf, атакующей российскую оборонку и КИИ с целью шпионажа) использует схему двойного шантажа: дополнительно крадет данные и угрожает публикацией в случае неуплаты выкупа за дешифратор. Новоявленные «оборотни» активно ищут партнеров («вольных пентестеров») и инсайдеров, способных сообщить компромат на руководство за плату в $1 миллион.

В качестве начального вектора атаки злоумышленники используют плохо защищенные публичные сервисы. Шифровальщик, которым они оперируют, представляет собой модификацию LockBit 3.0 (Black), созданную с помощью слитого в Сеть билдера. В атаках Werewolves также замечен утекший инструментарий Conti.

Сайт утечек Werewolves оформлен на русском и английском языках. В период с мая по октябрь на нем появилось более 20 записей о жертвах, в том числе 15 российских (микрофинансовые организации, предприятия нефтегазового сектора, отели, ИТ-компании). Справки включают нелестные отзывы об уровне ИБ: «Данные клиентов и гостей не защищены», «Халатное отношение и хранению информации», «Устаревшие сервера и оборудование».

Одну из первых атак кибергруппа, видимо, совершила еще в октябре 2022 года: на сайте утечек исследователи нашли ссылку на публикацию в СМИ, посвященную атаке на поставщика электроэнергии в Гане. Список жертв Werewolves включает также итальянские и голландские компании.

Пик атак «оборотней» в России пришелся на сентябрь-октябрь; в этот период от них пострадали как минимум 11 российских компаний. Суммы взимаемого выкупа составляют от $130 тыс. до $ 450 тыс.; в одном из случаев у жертвы (банка) потребовали $1 млн, угрожая публикацией 120 Тбайт данных.

«По степени самолюбования на грани нарциссизма и обилию саморекламы можно сделать вывод, что хактивисты Werewolves не вышли еще из подросткового возраста, — отметили эксперты Лаборатории цифровой криминалистики F.A.C.C.T. — В отличие от матерых вымогателей “оборотни” стараются привлечь к себе как можно больше внимания исследователей. Например, название их группы явно навеяно таксономией одной отечественной ИБ-компании, обозначающей операторов шифровальщиков “волчьими” названиями».

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru