Оборотный штраф смягчит компенсация

Оборотный штраф смягчит компенсация

Оборотный штраф смягчит компенсация

Компании получат минимальный оборотный штраф, если выплатят компенсацию большинству пострадавшим от утечки. Такое предложение обсуждают в Минцифры. Против оборотных штрафов выступает Ассоциация больших данных.

О смягчившейся позиции Минцифры по оборотным штрафам за утечку пишет РБК. Речь о законопроекте, над которым министерство работает с весны этого года. Разработка началась на фоне крупных утечек в “Яндекс.Еда”, Delivery Club и медицинской лаборатории “Гемотест”. Сервисы доставки тогда оштрафовали на 60 тыс. рублей, а персональные данные из медцентра оценили в 0,2 копейки за клиента.

По словам главы ведомства Максута Шадаева, главная сложность заключается в том, чтобы прописать в законопроекте конструкцию, которая будет предусматривать минимальный и максимальный проценты оборотного штрафа.

“Мы пытаемся сказать, что смягчающим обстоятельством для назначения минимального порога будет урегулирование вопросов с пострадавшими, — объясняет Шадаев. — Это самое сложное, такой конструкции просто нет. Мы говорим: двум третям тех граждан, чьи данные утекли, пожалуйста, компенсируйте ущерб. Если вы подписали соглашение, что вы урегулировали с ними вопросы, то идете по нижней планке”.

В Минцифры не пояснили, каким образом будут рассчитывать число пострадавших, которым компенсировали ущерб.

“Компания в добровольном порядке сможет выплатить компенсации и сообщить об этом в Роскомнадзор. Если данные подтвердятся в суде, штраф [за утечку] будет снижен”, — говорит Шадаев.

По словам министра, это существенное послабление, так как в текущей версии законопроекта размер фиксированного штрафа для первого случая утечки может составлять до 10 млн руб.

Минцифры весной заявило о намерении ввести оборотные штрафы для компаний, допустивших утечку персональных данных.

В первой редакции законопроекта предлагалось штрафовать компанию на 1% от годовой выручки за сам факт утечки и на 3%, если она не сообщила о ней вовремя. В последней редакции документа такой порядок штрафа предусматривается только для компаний, допустивших утечку более 100 000 записей.

Против этих мер выступает Ассоциация больших данных (АБД), в которую входят интернет-компании, операторы связи и банки, критикует поправки в законопроект. Свои замечания ассоциация направила в Минцифры. Бизнес просит министерство пересмотреть размеры штрафов в сторону их уменьшения.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Данные 4500 карт белорусских банков всплыли в даркнете и мессенджерах

Аналитики департамента киберразведки компании F6 второй год подряд замечают тревожную тенденцию — число скомпрометированных платёжных карт белорусских банков продолжает расти. С октября 2024 по октябрь 2025 года система F6 Threat Intelligence обнаружила более 4500 карточных реквизитов, всплывших в мессенджерах, на форумах и в даркнете.

Это на 53% больше, чем годом ранее, и в 2,3 раза больше, чем два года назад.

Примерно половина этих карт выставлена на продажу — злоумышленники торгуют данными, чтобы потом либо украсть деньги со счетов, либо обналичить средства, похищенные у других жертв.

В списке потенциально пострадавших могут быть и россияне — с 2022 года многие пользуются картами белорусских банков с логотипами Visa и Mastercard.

Когда реквизиты карты (номер, имя, срок действия, CVV) попадают в руки преступников, вариантов у них появлется несколько:

  • Снять деньги напрямую — оформить покупки, перевести средства или даже создать поддельную карту и обналичить её через старые банкоматы.
  • Обналичить чужие средства — использовать украденную карту, чтобы провести транзакции с деньгами, похищенными у других пользователей.

В обоих случаях владелец скомпрометированной карты рискует: либо лишиться всех денег, либо невольно стать частью преступной схемы в роли так называемого дропа.

На теневом рынке такие данные стоят недёшево: премиальные карты продаются по цене от $5 до $15 за штуку. Торговля идёт не только на известных кардшопах, но и в закрытых чатах и каналах мессенджеров.

Как карты попадают к мошенникам? F6 выделяет несколько основных способов:

  1. Фишинг. Пользователю приходит сообщение якобы от банка или знакомой компании с просьбой «подтвердить данные» или «проверить платёж». На самом деле ссылка ведёт на поддельный сайт, где жертва сама вводит свои реквизиты.
  2. Социальная инженерия и скам. Мошенники размещают фейковые вакансии, выманивая копии документов и номера карт «для перечисления зарплаты».
  3. Вредоносные программы. Под видом приложений или по ссылкам из писем на устройство попадает троян, стилер или кейлоггер — и всё: пароли, данные карт и даже доступ к онлайн-банку уходят злоумышленникам.

Даже несмотря на усилия банков и госорганов, объём утечек продолжает увеличиваться. По оценкам F6, в открытом доступе — включая даркнет — оказывается около 10% всех скомпрометированных карт, а реальные масштабы больше.

Причём преступники не выбирают конкретные банки: страдают и крупные, и небольшие, просто пропорционально числу их клиентов.

«Данные банковских карт остаются одной из самых ценных целей для киберпреступников. Они совершенствуют методы кражи и использования информации, что приводит к серьёзным финансовым потерям. Чем больше людей совершают онлайн-платежи и переводы, тем выше риск компрометации», — говорит Владислав Куган, старший аналитик отдела исследования кибератак F6 Threat Intelligence.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru