Оборотный штраф смягчит компенсация

Оборотный штраф смягчит компенсация

Оборотный штраф смягчит компенсация

Компании получат минимальный оборотный штраф, если выплатят компенсацию большинству пострадавшим от утечки. Такое предложение обсуждают в Минцифры. Против оборотных штрафов выступает Ассоциация больших данных.

О смягчившейся позиции Минцифры по оборотным штрафам за утечку пишет РБК. Речь о законопроекте, над которым министерство работает с весны этого года. Разработка началась на фоне крупных утечек в “Яндекс.Еда”, Delivery Club и медицинской лаборатории “Гемотест”. Сервисы доставки тогда оштрафовали на 60 тыс. рублей, а персональные данные из медцентра оценили в 0,2 копейки за клиента.

По словам главы ведомства Максута Шадаева, главная сложность заключается в том, чтобы прописать в законопроекте конструкцию, которая будет предусматривать минимальный и максимальный проценты оборотного штрафа.

“Мы пытаемся сказать, что смягчающим обстоятельством для назначения минимального порога будет урегулирование вопросов с пострадавшими, — объясняет Шадаев. — Это самое сложное, такой конструкции просто нет. Мы говорим: двум третям тех граждан, чьи данные утекли, пожалуйста, компенсируйте ущерб. Если вы подписали соглашение, что вы урегулировали с ними вопросы, то идете по нижней планке”.

В Минцифры не пояснили, каким образом будут рассчитывать число пострадавших, которым компенсировали ущерб.

“Компания в добровольном порядке сможет выплатить компенсации и сообщить об этом в Роскомнадзор. Если данные подтвердятся в суде, штраф [за утечку] будет снижен”, — говорит Шадаев.

По словам министра, это существенное послабление, так как в текущей версии законопроекта размер фиксированного штрафа для первого случая утечки может составлять до 10 млн руб.

Минцифры весной заявило о намерении ввести оборотные штрафы для компаний, допустивших утечку персональных данных.

В первой редакции законопроекта предлагалось штрафовать компанию на 1% от годовой выручки за сам факт утечки и на 3%, если она не сообщила о ней вовремя. В последней редакции документа такой порядок штрафа предусматривается только для компаний, допустивших утечку более 100 000 записей.

Против этих мер выступает Ассоциация больших данных (АБД), в которую входят интернет-компании, операторы связи и банки, критикует поправки в законопроект. Свои замечания ассоциация направила в Минцифры. Бизнес просит министерство пересмотреть размеры штрафов в сторону их уменьшения.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

МВД сообщило о пяти мошеннических схемах на тему доставки еды

МВД России выявило пять мошеннических схем, связанных с темой доставки еды. Из них полностью офлайновой является только одна — связанная с подменой заказов или доставкой «пустышек». Три из пяти схем основаны на различных вариантах фишинга.

О схемах, эксплуатирующих тему доставки, сообщило ТАСС со ссылкой на материалы МВД. Первая и наиболее распространённая схема — создание поддельных сайтов и приложений, внешне полностью копирующих легитимные сервисы доставки.

Мошенники таким образом получают доступ к платёжным данным, которые пользователи вводят в формах оплаты на этих клонах.

Вторая схема связана с рассылкой поддельных ссылок для отслеживания заказов. Такие сообщения распространяются через СМС или мессенджеры и также ведут на страницы, где от пользователя требуют ввести данные банковской карты.

Третья фишинговая схема — фальшивые скидки и бонусы. Мошенники предлагают якобы выгодные акции, чтобы привлечь пользователей на вредоносные сайты и похитить их данные.

По данным исследования компании F6, в 2025 году розничная торговля, включая доставку продуктов и готовой еды, заняла первое место среди всех отраслей по объёму фишинговых атак. На неё пришлось около половины всех случаев фишинга и треть мошеннических схем (скама).

Существуют и схемы, не связанные с фишингом. В одном из вариантов злоумышленники сообщают клиенту о несуществующей ошибке при оплате заказа и предлагают вернуть деньги. Под этим предлогом они запрашивают данные банковской карты или коды из СМС.

Единственная полностью офлайновая схема — подмена заказов. В этом случае клиент получает не те блюда, что заказывал, или вовсе «пустую» доставку. Обычно такие действия совершают не реальные курьеры, а злоумышленники, выдающие себя за сотрудников служб доставки.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru