Причина инцидентов в грубом несоблюдении базовых норм кибергигиены

Причина инцидентов в грубом несоблюдении базовых норм кибергигиены

Причина инцидентов в грубом несоблюдении базовых норм кибергигиены

На первой пленарной сессии SOC Forum 2024 министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев назвал пренебрежение нормами информационной безопасности одной из главных причин серьезных инцидентов. Той же точки зрения придерживаются и другие основные регуляторы.

Максут Шадаев назвал обеспечение кибербезопасности вопросом национальной безопасности.

«Не может не расстраивать, что крупные инциденты зачастую происходят не из-за отсутствия решений, а из-за игнорирования элементарных правил», — заявил министр в ходе дискуссии.

Он выразил надежду, что отчасти исправить данную ситуацию сможет введение оборотных штрафов. По оценке Максута Шадаева, данную норму законодатели должны принять до конца года. Именно такая мера способна заставить бизнес инвестировать в кибербезопасность.

Референт Совета Безопасности РФ Алексей Петров подчеркнул, что ни одна организация в условиях неприкрытой кибервойны не может считать себя в безопасности:

«Каждый может стать целью: комплексное воздействие хакеров нацелено не только на ущерб самому объекту, но и на социально-экономические последствия для государства».

Он назвал основной задачей создание единого правового режима для всех систем, значимых для работы общества и государства.

Алексей Петров анонсировал на 2025 год начало работы по регламентации такого режима. Первым шагом станет принятие новой Доктрины информационной безопасности России, работа над которой находится в активной фазе.

Заместитель директора Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) Петр Белов констатировал существенную схему приоритетов у атакующих. Он сместился с пропагандистского эффекта на нанесение реального ущерба. Согласно статистике НКЦКИ, 70% инцидентов были связаны с полным уничтожением данных в атакованных инфраструктурах. Векторы атак при этом остались теми же: эксплуатация уязвимостей, фишинг, а также проникновение через инфраструктуру подрядчиков.

Петр Белов анонсировал появление нового закона о работе ГосСОПКА, который существенно расширит перечень субъектов, их прав и обязанностей. Данный нормативный акт также будет регламентировать ответственность субъектов. Пока же заместитель руководителя НКЦКИ посетовал на то, что далеко не всегда представители атакованных организаций реагировали на предупреждения о том, что в их инфраструктуру проникли злоумышленники.

Заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак привел статистику мониторинга объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 2022 года, подведомственных Минпромторгу. Было проверено около 2000 объектов, в 70% которых были выделены нарушения, а 15% заявили об отсутствии таковых. Только 15% выполнили требования законодательства в полном объеме.

Заместитель директора ФСТЭК России Виталий Лютиков анонсировал появление в скором времени KPI для руководителей служб информационной безопасности. Они будут рассчитываться в автоматическом режиме. Пока же, как показал анализ работы таких служб, лишь в 10% организаций уровень информационной безопасности соответствовал базовому показателю. Однако Виталий Лютиков оговорился, что данная выборка не является репрезентативной.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru