Лишь треть россиян предпринимает меры по защите персданных

Лишь треть россиян предпринимает меры по защите персданных

Лишь треть россиян предпринимает меры по защите персданных

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел масштабный опрос в рамках регулярного Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества. Предметом изучения стали риски потери сохранности информации и методы защиты.

В опросе участвовало более 10 тысяч жителей России от 14 лет. Из них более 8500 пользовались интернетом в течение 3 месяцев к моменту проведения опроса.

Наиболее распространенными инцидентами, с которыми сталкивались респонденты, стали перенаправления на фишинговые ресурсы (7,4%), 5,9% столкнулись со взломом личной учетной записи, 5,3% — с заражением вредоносными программами и 4,1% — с утечкой данных с сайта или платформы (рис. 1).

Как отмечают авторы, по сравнению с предыдущим исследованием 2022 года значительно выросла доля жертв фишинга и личных учетных записей — в 1,5 и 2 раза соответственно.

 

При этом, по данным опроса, лишь треть респондентов предпринимает какие-либо меры для обеспечения безопасности и сохранности личных данных. Впрочем, как отмечает автор отчета по исследованию, научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Попов, в 2022 году таких было еще меньше: около четверти.

Чаще всего, как показал опрос, россияне ограничивают приложениям (сервисам) доступ к местоположению (21,3%), к профилю или контенту в соцсетях или хранилищах (16,4%), а также запрещают использование персональных данных в рекламных целях (19,5%) (рис. 2). Эти показатели в 2-2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Вон из Telegram: мошенники создали Android-приложение для онлайн-знакомств

Специалисты компании F6 выявили новую схему мошенничества, в которой злоумышленники маскируют вредоносное Android-приложение под бренд известного сервиса знакомств. Жертвам предлагают установить программу и «оформить подписку за 1 рубль», вводя данные банковской карты. После этого мошенники получают доступ к счёту.

За первый месяц такой схемы пострадали более 120 человек, общий ущерб превысил 1,1 млн рублей.

Исследователи уточняют, что настоящий сервис знакомств, именем которого прикрываются мошенники, не имеет собственного приложения и работает через телеграм-бота и социальные сети. Этим злоумышленники и пользуются, создавая поддельное Android-приложение, способное перехватывать входящие СМС.

Поиск жертв идёт двумя путями:

  • через того самого телеграм-бота, чьё имя используют мошенники;
  • через сторонние сайты, чаты знакомств и похожие боты.

На первом этапе злоумышленник общается с жертвой от лица «привлекательной девушки». В какой-то момент он «невзначай» упоминает приложение: якобы через Telegram неудобно общаться или в приложении проще найти собеседника. После этого жертве присылают ссылку на загрузку.

Приложение имитирует создание анкеты: спрашивает пол, цель знакомств, предпочтения. Затем просит ввести имя и «пригласительный код». Последний нужен не жертве, а мошеннику — чтобы пометить конкретного пользователя и получить свою долю, если операция окажется успешной.

 

Финальный шаг — оформление «подписки». Приложение показывает два варианта:

  • «бесплатный» доступ за 1 рубль;
  • «премиум» за 100 рублей.

В обоих случаях необходимо ввести данные банковской карты. После ввода информация уходит мошенникам, которые пытаются списать деньги со счёта.

 

Пользователи Android особенно уязвимы: вредонос способен перехватывать входящие СМС, поэтому человек может не заметить коды подтверждения при списаниях.

Для владельцев iPhone мошенники используют отдельный фейковый сайт с предложением «подписки за 1 рубль». Но там подтверждение операций всё равно требует ввода кода, поэтому обман сложнее скрыть.

Кибергруппа работает только по пользователям из России. С 10 октября от её действий пострадали более 120 человек, средний ущерб составил около 8,6 тыс. рублей.

По словам аналитиков, мошенники копируют бренды сервисов знакомств — особенно тех, у кого нет мобильного приложения. Это позволяет выдавать подделку за «официальный продукт» и снижает подозрения у пользователей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru