Северокорейские хакеры атакуют банки по всему миру

Северокорейские хакеры атакуют банки по всему миру

Северокорейские хакеры атакуют банки по всему миру

30 мая 2017 года компания Group-IB, занимающаяся производством инновационных продуктов в области предотвращения киберугроз и расследованием киберпреступлений, представила исследование активности хакерской группировки Lazarus.

Анализируя не только вредоносный код, но и сложную технологическую инфраструктуру группы, ее каналы связи и инструменты маскировки, Group-IB представила новые доказательства северокорейского происхождения Lazarus и раскрыла неизвестные детали ее атак.

Долгое время Lazarus занималась шпионажем в системах государственных, военных, аэрокосмических учреждений в Южной Корее и США и DDoS-атаками на них. Мировую известность группа получила в 2014 году после взлома кинокомпании Sony Pictures Entertainment накануне выхода комедии «Интервью», высмеивающий северокорейский режим и его лидера.

В последние годы вектор атак Lazarus сместился в сторону международных финансовых организаций. В 2016 году группа попыталась похитить почти $1 млрд из центрального банка Бангладеш посредством атаки систему межбанковских переводов SWIFT. Ошибка в платежном документе позволила предотвратить, возможно, крупнейшее ограбление банка в истории: хакерам удалось вывести только $81 млн. В 2017 году Lazarus атаковала несколько банков в Польше, а спектр ее целей расширился до сотни финансовых организаций в 30 странах мира, включая Европейский центральный банк, ЦБ России, Бразилии и Венесуэлы.

«Бытует мнение, что проправительственные хакеры занимаются только шпионажем и политически мотивированными атаками. На примере Lazarus мы видим, что продвинутые технологии позволяют им выбирать самые защищенные цели, например, успешно атаковать банки и финансовые институты – и они активно интересуются такими возможностями. При этом обнаруживать и расследовать такие атаки сложнее, чем нападения со стороны традиционных преступных группировок», – считает Дмитрий Волков, руководитель отдела расследований и сервиса киберразведки Threat Intelligence, со-основатель Group-IB.

Для управления зараженными компьютерами Lazarus использовал сложносоставные, многомодульные инструменты. При этом они смогли провести несколько успешных атак, ни на одном из этапов не использовав 0-day эксплойты (инструменты для эксплуатации ранее неизвестных уязвимостей). Из-за непрерывной доработки и изменения используемых модулей, выявить активность Lazarus, используя антивирусы и endpoint-решения, крайне сложно.

Для маскировки хакеры выстроили трехуровневую инфраструктуру С&C-серверов с шифрованным SSL-каналом связи. А в некоторых случаях командный сервер, через который осуществлялось управление, вообще находился внутри атакованной организации — это позволяло снизить риск обнаружения и получить доступ к тем компьютерам, у которых в целях безопасности отключен прямой выход в интернет. В качестве дополнительного способа анонимизации использовался легитимный сервиса SoftEther VPN, который никак не детектируется средствами защиты. С начала 2016 года Lazarus пыталась маскировать атаки под активность «русских хакеров», добавляя отладочные символы и прописывая русские слова на латинице в код вредоносной программы. Кроме того, группа использовала инструменты, разработанные русскоязычными киберпреступниками.

Несмотря на усилия хакеров, Group-IB удалось установить, что на протяжении нескольких лет атаки велись из одного места – района Potonggang в Пхеньяне. 

«Учитывая усиление экономических санкций в отношении КНДР, а также возросшую геополитическую напряженность в регионе, мы не исключаем новых атак Lazarus на международные финансовые учреждения. В связи с этим мы рекомендуем банкам повышать осведомленность о шаблонах и тактике проведения целевых атак, регулярно проводить обучение персонала и использовать данные о киберугрозах специализированных Intelligence-компаний» - сказал Дмитрий Волков.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru