Впервые с 2009 года в сети наблюдается рост объемов спам рассылок

Впервые с 2009 года в сети наблюдается рост объемов спам рассылок

Согласно годовому отчету «Лаборатории Касперского», доля спама в мировом почтовом трафике 2016 года составила 58,3% — это на 3 процентных пункта больше, чем в 2015. Последний раз увеличение доли спама в почтовом трафике было зафиксировано восемь лет назад, в 2009 году, после чего она стабильно понижалась.

Длительный спад был связан с переходом малого и среднего бизнеса на легальные рекламные платформы, однако теперь, судя по всему, этот процесс приостановился. Увеличение количества спама в 2016 году эксперты связывают с ростом числа писем с троянцами-шифровальщиками: антивирусный компонент срабатывал в почте клиентов «Лаборатории Касперского» почти в четыре раза чаще, чем в 2015 году.

 

Доля спама в мировом почтовом трафике, 2016 год

 

Засилье шифровальщиков эксперты связывают с доступностью этих программ на черном рынке. Сегодня злоумышленник может вообще не уметь писать код: из-за распространения модели «вредоносное ПО как услуга» (Ransomware-as-a-Service) и возможности аренды ботнетов от киберпреступников больше не требуется быть хакерами в традиционном смысле слова.

«Изменение тренда наводит на мысль, что мы, возможно, наблюдаем новый виток развития спама как инструмента. Массовые рассылки вряд ли достигнут былых масштабов, но по крайней мере в 2017 году мы прогнозируем продолжение тренда и высокое количество спама с шифровальщиками. Порог входа в киберпреступность в последнее время снизился из-за Ransomware-as-a-Service, и это тоже скажется на ситуации, — комментирует Дарья Гудкова, руководитель отдела контентных аналитиков «Лаборатории Касперского». — Чтобы уберечь себя от угроз, необходимо быть осторожным с письмами от незнакомых отправителей. Ну и конечно, хорошим подспорьем тут станет комплексное защитное решение с функцией антиспама, который отфильтрует большинство нежелательных писем еще на входе в почтовый ящик».

Среди других тенденций в спам-рассылках и фишинге эксперты «Лаборатории Касперского» отмечают следующие:

  • Растущая популярность спама среди малого бизнеса Китая. Одним из возможных объяснений этого феномена эксперты считают то, что многие глобальные социальные сети в Китае запрещены, и массовые рассылки стали для местных бизнесменов главным каналом выхода на мировой рынок.
  • Использование в качестве поводов для спама громких спортивных событий, а также создание рассылок для разных стран с релевантным только им контентом. Например, жители России получали письма, замаскированные под уведомления от Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ.
  • Рост фишинговых атак на клиентов финансовых организаций: банков, онлайн-магазинов, платежных систем.
  • Активное использование мошенниками всех доступных средств коммуникации, таких как социальные сети, СМС, рекламные баннеры.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Хакеры перехватывают 2FA с помощью хитроумной переадресации звонков

Специалисты по безопасности обнаружили, что злоумышленники отправляют жертвам вредоносную ссылку, которая автоматически настраивает переадресацию вызовов на нужный телефонный номер.

В свою очередь, как объясняют в 404 Media, это позволяет злоумышленникам перехватывать звонки и извлекать из них коды двухфакторной аутентификации.

Хакеры обманным путем заставляют своих жертв посредством нажатия на мошенническую ссылку с префиксом «tel://» набрать строго определенный номер телефона, указанный после слеша. Телекоммуникационные компании могли бы смягчить последствия атак, внедрив больше механизмов аутентификации.

Исследователь в области безопасности Джеймисон Винсенти О'Рейли отметил, что данные атаки представляют собой серьезную проблему, так как от жертвы требуется минимальное участие. После клика по ссылке и нажатия кнопки телефон самостоятельно набирает номер, а далее пользователю сообщается о переадресации звонков.

Самое интересное, что не срабатывает дополнительный механизм аутентификации, который бы позволил убедиться, что пользователь действительно хочет настроить переадресацию вызовов.

 

Специалист О'Рейли показал, как с помощью этой техники можно перехватить код двухфакторной аутентификации от Gmail. Этот и другие сервисы могут стать мишенью для атаки, поскольку иногда они передают такие коды голосом, а не просто текстом.

Представитель Google в своём сообщении отметил, что ограничение на использование голосовой верификации распространяется только на номера, указанные пользователем. Компания рекомендует проявлять осторожность в отношении неизвестных сообщений и ссылок от незнакомых пользователей. Для дополнительной защиты Google предлагает использовать одноразовые пароли, генерируемые приложениями, пуш-уведомления на телефоны, а также ключи доступа и токены.

В следующем видео О'Рейли рассказывает, что злоумышленник может позвонить жертве, представившись агентом службы поддержки или сотрудником телекоммуникационной компании, при этом подделав номер. Для перехвата телефонных звонков жертвы, хакер отправляет специально составленное СМС-сообщение с просьбой перезвонить.

 

В качестве дополнительных рекомендаций по предотвращению атак исследователь предлагает ввести ПИН-код, который был бы известен только пользователю, для настройки переадресации.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru