Спам в сентябре 2008

Спам в сентябре 2008

"Лаборатория Касперского", ведущий производитель систем защиты от вредоносного и нежелательного ПО, хакерских атак и спама, представляет очередной отчет по спам-активности за прошедший месяц.

Доля спама в почтовом трафике по сравнению с августом повысилась на 1,9% и составила в среднем 82,2%. Самый низкий показатель отмечен 15 сентября – 71,6%, больше всего спама зафиксировано 13 числа – 95%. Доля графического спама осталась неизменной в сравнении с прошлыми месяцами - 9%.

Вредоносные файлы содержались в 1,09% всех почтовых сообщений - это на 3% больше, чем в прошлом месяце. Ссылки на фишинговые сайты находились в 0,62% всех электронных писем. Самыми атакуемыми со стороны фишеров организациями стали платежная система PayPal, на которую было нацелено 36% всех фишинговых атак, и интернет-аукцион eBay (18%). Российские фишеры продолжали атаковать пользователей популярных сервисов Рунета – почтовых систем Mail.ru, Rambler и платежной системы "Яндекс.Деньги".

Пятерку лидирующих спам-тематик в сентябре составили рубрики "Спам для взрослых" (28%), "Медикаменты; товары и услуги для здоровья" (19%), "Образование" (12%), "Реплики элитных товаров" (6%), "Отдых и путешествия" (6%).

Тематика "Медикаменты; товары и услуги для здоровья", которая возглавляла рейтинг с апреля 2007 года, уступила первое место рубрике "Спам для взрослых", вырвавшейся вперед со значительным отрывом в 9%. В этой рубрике подавляющее большинство писем представляет собой русскоязычную рекламу порносайтов. В последнее время рассылка порноспама проводится настолько агрессивно, что он может составлять более половины всех писем, приходящих на адреса, попавшие в спамерские базы.

Спам продолжают использовать как инструмент черного PR. Инициаторы рассылок, якобы желая предупредить получателей о ненадежности компрометируемого объекта, пытаются распространить информацию о не угодивших им чем-либо людях или организациях. Начавшись в середине лета, поток подобных посланий не иссякает, что вынуждает еще раз напомнить: доверяя информации в спамовых письмах, человек позволяет совершенно неизвестным людям влиять на собственное мнение.

В сентябре спамеры не придумали никаких принципиально новых технических приемов. Чтобы "спрятать" рекламные тексты при контекстной фильтрации они использовали html-теги, "невидимый" текст (белые буквы на белом фоне), а в рассылках с рекламой сайтов для взрослых «рисовали» адреса рекламируемых сайтов с помощью различных символов, написанных через определенное количество пробелов и абзацев.

Чтобы привлечь внимание получателей к своим сообщениям и добиться доверия к содержанию письма со стороны пользователей, спамеры активно используют методы социальной инженерии. Особенно активно - при распространении вредоносных программ. В сентябре в одной из рассылок пользователям предлагалось скачать новый антивирус, который якобы рассылался для тестирования на 100 случайно выбранных адресов. В письме содержалась рекомендация отключить антивирусную защиту компьютера перед загрузкой "Antivirus Raptor". На самом деле при попытке скачать новое средство для борьбы с вредоносными объектами на компьютер начинала загружаться вредоносная программа Trojan-PSW.Win32.LdPinch.

Еще в одном письме, разосланном от имени соскучившегося по однокашникам бывшего студента, предлагалось посмотреть вложенный в письмо полный список выпускников. Однако вместо перечня экс-студентов вложение содержало вредоносную программу Trojan-Dropper.MSWord.1Table.gm.

В сентябре одним из характерных спамерских приемов стала рассылка писем-подделок, имитирующих легитимные сообщения с популярных сетевых ресурсов. Большая часть писем-имитаций рассылалась в ходе фишинг-атак, однако использовали такой прием не только фишеры, но и мошенники, которые в очередной раз пытались выманить у пользователей деньги с помощью платных SMS, отправленных на короткие номера.

В некоторых случаях спамеры прибегали к маскировке своих посланий под автоответы почтовых роботов. А письма "для взрослых" часто маскировались под приглашения с сайтов или личные сообщения.

Методы социальной инженерии спамеры используют умело, поэтому прежде, чем откликнуться на спамерское предложение, стоит «семь раз отмерить» последствия такого отклика.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Число «зондирующих» DDoS-атак в России выросло в 10 000 раз

Компания StormWall зафиксировала резкий рост коротких «зондирующих» DDoS-атак в рунете. Такие атаки, длящиеся не более 15 минут, используются злоумышленниками не для нанесения прямого ущерба, а в разведывательных целях — чтобы понять, как устроена защита, какие фильтры срабатывают, где слабые места.

По данным StormWall, в мае 2025 года таких атак было свыше 450 тысяч, тогда как год назад — всего 44. Это взрывной рост — в 10 000 раз. Почти половина всех DDoS-атак в первом квартале 2025 года также укладывается в категорию «зондирующих».

Как правило, они идут по HTTP/HTTPS (уровень L7) и имитируют действия обычных пользователей — например, с ограниченного числа IP-адресов запускаются HTTP-флуды или формируются всплески RPS без длительной нагрузки. Это затрудняет их обнаружение: классические фильтры или WAF могут не среагировать.

Есть несколько косвенных признаков, по которым можно заподозрить зондирование:

  • короткие, повторяющиеся всплески трафика;
  • неожиданные пиковые нагрузки на frontend, API или админки;
  • кратковременные перебои (5–10 минут);
  • флуктуации без очевидной причины.

Если такие сигналы появились, специалисты рекомендуют усилить наблюдение за инфраструктурой — от сети до приложений, перепроверить работу защитных механизмов (WAF, rate limiting, антибот-фильтры), при необходимости — переобучить поведенческую модель. В ряде случаев может потребоваться пентест или имитация атаки, чтобы подготовиться к возможному масштабному удару.

По словам представителей StormWall, игнорировать «зондирующие» атаки нельзя. Это подготовка к чему-то большему. Если система не будет готова, в момент настоящей атаки могут быть серьёзные перебои, компрометация API или внутренних компонентов. В отдельных случаях — ощутимые финансовые потери для бизнеса, особенно в сфере e-commerce, доставки, бронирования и онлайн-игр.

Недавно мы писали про самую мощную DDoS-атаку в истории: Cloudflare отбила удар в 7,3 Тбит/с.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru