Компании стали менее защищены от киберугроз в кризис

Результаты опроса, проведенного аналитическим центром SearchInform в рамках весеннего RoadShow компании, показывают серьезное ухудшение ситуации с защищенностью московских компаний. В опросе приняло участие 460 респондентов (специалисты и начальники отделов ИБ, собственники бизнеса, директора организаций).

Лишь в 31% компаний есть отдел по информационной безопасности (для сравнения: в 2013 году о наличии такого отдела сообщали 30% московских организаций). Чаще всего обязанность за сохранение конфиденциальности ложится на IT-отдел (32%, ранее – 29%). А в 2% компаний, принявших участие в опросе, вообще никто не отвечает за ИБ. Ранее таких компаний в столичном регионе было менее 1%. 

«Традиционно» чаще всего для «слива» используют электронную почту. Именно ее специалисты контролируют в первую очередь (36%, ранее – 27%). Далее внешние носители (18%, ранее – 22%), документы, отправленные на печать (15%, ранее – 19%) и интернет-мессенджеры (15%, ранее – 4%). 

Более чем в половине компаний, принявших участие в опросе, с сотрудниками проводят инструктаж для разъяснения политик информационной безопасности (68%). И почти во всех (87%) работники подписывают соглашение о неразглашении конфиденциальной корпоративной информации. Лишь в 13% организаций этот дежурный ритуал не проводится. Для сравнения, в 2013-м году инструктаж проводился в 94% московских компаний. Неужели специалисты разочаровались в превентивной мере? Скорее сотрудники просто перестали бояться ответственности, учитывая насколько лояльно государство к «несунам».

53% компаний есть определенные запреты на использование сотрудниками информационных ресурсов (например, Skype и социальные сети). Предположительно это делается для предотвращения утечки информации, но скорее всего для того, чтобы люди не тратили рабочее время на развлечение и общение с друзьями. 

Почти во всех компаниях Москвы (94%) практикуется разграничение прав доступа к той или иной корпоративной информации в локальной Сети в зависимости от должности и обязанностей сотрудника. 

При этом в 41% компаний нет работающей системы контроля информационных потоков, а в 25% ее только планируют внедрить. DLP-система или другие способы защиты информации есть у 34% компаний. Впрочем, стоит отметить, что это едва ли не единственный показатель, который вырос с 2013-го года: тогда уровень внедрения DLP-систем в организациях составлял 19%.

Стоит отметить, что несмотря на наличие Соглашений о неразглашении и других административных мер контроля, 50% компаний тем не менее сталкивались с утечкой корпоративных данных. Представители более половины организаций признались, что уволившиеся сотрудники пытались унести с собой не только личные вещи и трудовую книжку, но и конфиденциальную информацию фирмы. В 2013-м году, в значительно более благоприятных экономических условиях, с таким поведением персонала столкнулись лишь 28% компаний, что говорит о значительном росте агрессивности среды, в которой сегодня работает бизнес.

Как показал опрос, чаще всего политику корпоративной информационной безопасности нарушают менеджеры (43%). Значительно меньше, но, тем не менее, следующие в этом рейтинге «грешат» руководители подразделений (16%). Реже всего ИБ нарушают секретари (4%). Таким образом, специфика столичного региона сегодня заключается в том, что утечки данных чаще всего нарушают те, кто так или иначе связан с деньгами. Двумя годами ранее менеджеры и руководители среднего звена суммарно «генерировали» лишь около 33% утечек данных в столице.

В большинстве компаний (40%) сотрудников, попавшихся на краже данных, увольняют. Реже начальство штрафует, лишает премии или делает выговор провинившимся. А в 14% компаний санкции к работникам, которые допустили утечку, вообще не применяются.

При этом, в случае утечки конфиденциальной информации, руководство не сообщает об инциденте клиентам, партнерам и прочим сторонам, которые могли бы от этого пострадать (77%), ссылаясь на незначительность ущерба. Лишь 6% компаний не просто информирует об этом всех пострадавших, но даже делают официальное заявление в СМИ. Во многом это связано с отсутствием законодательных требований об обязательном уведомлении жертв утечек. Интересно, изменится ли ситуация в будущем, если регуляторы сдержат обещания и существенно повысят штрафы за нарушение тех или иных «тайн». Впрочем, стоит сказать, что ранее не сообщали об утечках данных около 96% компаний, работающих в Москве. 

Также опрос показал, что 70% сотрудников использует личные устройства для решения бизнес-задач.

Несмотря на это, в 52% организаций этот канал возможной утечки конфиденциальной информации никак не контролируется, с чем, в частности, также можно связать упомянутый выше уровень утечек конфиденциальных данных в московских компаниях.

К слову, непростая экономическая ситуация в России, которая длится уже более года, по мнению самих компаний, никак не повлияла на количество и масштаб утечек корпоративных данных. Тем не менее, если сравнивать отдельные показатели с аналогичными данными исследования за 2013-й год, станет понятно, что компании скорее выдают желаемое за действительное, чем объективно оценивают ситуацию с ИБ-инцидентами.

Как отметил генеральный директор компании SearchInform Лев Матвеев: «В целом, компании Москвы показывают более высокий уровень защищенности от информационных угроз, чем в регионах. Но и количество рисков для бизнеса в столице несоизмеримо выше в силу уровня конкуренции на привлекательном рынке. Из тенденций стоит заметить переход утечек данных в разряд угроз, тесно связанных с использованием мобильных устройств, и увеличение числа компаний, сообщающих пострадавшим об утечках информации. Очень радует, что бизнес более ответственно относится к такого рода инцидентам и понимает их важность для своих клиентов и сотрудников».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru