В 2014 году участились кражи конфиденциальных данных из организаций

В 2014 году участились кражи конфиденциальных данных из организаций

Zecurion Analytics представил предварительные итоги ежегодного исследования утечек информации. В мире за 11 месяцев 2014 года зарегистрировано 697 внутренних инцидентов информационной безопасности, из которых доля преднамеренных утечек данных составила более 30%.

Несмотря на значительное снижение размера финансового ущерба от утечек информации с $25,110 млрд в 2013 году до $17,782 млрд в 2014 году, компании стали чаще страдать от последствий краж конфиденциальных данных сотрудниками. Если в 2012 году преобладали непредумышленные инциденты (44,5% против 24,2% у целенаправленных), то в 2014 году разрыв между ними сократился всего до полутора процентов. Такая тенденция роста грозит организациям в новом году существенным увеличением финансовых потерь от инцидентов.

Наиболее распространенными каналами передачи корпоративных данных остаются веб-сервисы (26,7%), ноутбуки и планшеты (более 14%). Существенно возросла доля утечек через неэлектронные носители — с 8,2% до 13,4%. В большинстве случаев это непреднамеренные утечки, связанные с небрежным отношением к бумажным документам. Оставленные на виду посетителей офиса или выброшенные в обычные мусорные контейнеры бумаги, нередко становятся достоянием гласности.

По сравнению с предыдущим годом сократились случаи утечек финансовых и медицинских данных физлиц (суммарно 26,8%). Прочие персональные данные по-прежнему лидируют среди типов скомпрометированной информации, доля которых в 2014 году составила 59,6%. Гораздо реже встречаются утечки государственной или коммерческой тайны. Тем не менее, каждый подобный инцидент несет внушительные финансовые потери и имеет серьезные репутационные последствия, хотя сведения о подобных инцидентах попадают к журналистам редко.

«Если сравнить полученную картину с реальным состоянием дел в области защиты информации от утечек, можно увидеть серьёзные расхождения в статистике каналов утечек и финансовой оценке ущерба, — говорит Владимир Ульянов, руководитель Zecurion Analytics. — К примеру, ИБ-специалисты чаще всего сталкиваются с попытками слить информацию через электронную почту и локальные накопители. В свою очередь ущерб от утечек может быть действительно солидным. Так, одна из российских компаний потеряла порядка 1 млрд рублей на утечке информации от своих топ-менеджеров».

В России за текущий год зарегистрировано 37 публичных случаев утечки информации. Среди наиболее громких: скомпрометированная база миллионов пользователей почтовых сервисов «Яндекс.Почта», Mail.ru, и Gmail, кража более 70 млн рублей со счетов клиентов нескольких российских банков, использование данных о клиентах и кража 2 млн рублей сотрудниками банка «Первомайский», утечка паролей к аккаунтам премьер-министра.

Евгений Касперский: в России повысился уровень зрелости в вопросах ИБ

В ходе интервью основатель «Лаборатории Касперского» рассказал журналистам об изменениях на киберфронте, развитии ИБ-компании в условиях западных санкций, а также поделился ее опытом использования ИИ.

Констатируя рост продаж вендора в России, собеседник «Ведомостей» отметил, что на тренд повлияли повышение степени зрелости компаний в отношении кибербеза (из-за роста числа атак и новых требований по импортозамещению и ИБ), а также значительное расширение портфеля защитных решений Kaspersky.

Характер кибератак, по словам Евгения Касперского, за последние три года заметно изменился. Злоумышленники стали действовать более целенаправленно и профессионально, зачастую занимаясь шпионажем в пользу того или иного государства.

За шпионаж по-прежнему готовы платить и коммерческие структуры — достаточно вспомнить случай с Duqu в 2015 году на переговорах по иранской ядерной программе в Швейцарии и более недавний, операцию «Триангуляция». Участились также случаи киберсаботажа.

Что касается ИИ, в Kaspersky его применяют для автоматизации обработки входящих данных, а с недавних пор — и для детектирования аномалий. Подобные инструменты работают в реальном времени и способны заблокировать подозрительную активность либо предупредить о ней пользователя.

В настоящее время в ИБ-компании ежедневно анализируется около 15 млн потенциально опасных файлов; 99,98% из них обрабатывается автоматически. В этом году умный помощник помогал экспертам выявлять до 500 тыс. угроз за день, в том числе вредоносов, созданных с помощью ИИ.

 

Последнее время объем продаж «Лаборатории Касперского» в России растет: В 2022 году он увеличился в полтора раза, в 2023-м — более чем на треть, в 2024-м — более чем на четверть (в основном за счет сбыта решений b2b, для бизнеса). По внутренним оценкам, в настоящее время ее продукты используют свыше 90% российских компаний в России.

На потребительский сегмент (b2c) сейчас приходится около трети выручки. Показатель начал падать после введения западных санкций и блокировки продаж антивируса Kaspersky в США; потерю этих рынков удалось компенсировать за счет увеличения продаж в России и Азиатском регионе.

В ответ на вопрос о приоритетах в импортозамещении Касперский заявил, что заменить придется все ИБ-решения, но в первую очередь NGFW. У них уже есть собственное СЗИ этого класса, которое недавно прошло сертификацию ФСТЭК и в ближайшие год-два станет конкурентоспособным.

Инвест-проект KasperskyOS пока не может похвастаться большой отдачей, но уже собрал множество партнеров, в России и за рубежом. Защищенная ОС пока работает на тонком клиенте; в этом году разработчики провели более 100 пилотов.

В дальнейшем планируется расширение спектра устройств с этой ОС. Версия KasperskyOS для мобильных устройств все еще находится на стадии исследовательского проекта; прототип создан, но требует доработки.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru