Российские власти получат доступ к данным интернет-пользователей

Российские власти получат доступ к данным интернет-пользователей

ФСБ и Роскомнадзор разработали перечень поправок в законодательство, согласно которым интернет-компании будут обязаны передавать данные пользователей сотрудникам правоохранительных органов после получения запроса, пишет газета «Ведомости».

Документ также предусматривает перечень сайтов, которые обязаны либо зарегистрироваться в Роскомнадзоре самостоятельно, либо ждать получения соответсвующего уведомления от представителей правопорядка. В интервью «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по информационной политике  Алексей Митрофанов заявил, что что под действие нового закона попадают в том числе все социальные сети (Facebook, «В контакте», Одноклассники, Twitter, и др.), блогхостинги и форумы. Также в законе указано, что под новые нормы не подпадают образовательные, научные ресурсы и сайты о культуре, передает russian.rt.com.

Говорится в документе и о том, какая именно информация интересует правоохранительные органы. Это: идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления.

Делиться со спецслужбами надо будет и данными о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Также компании обяжут предоставлять спецслужбам доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы. При этом компании не обязаны хранить и делиться содержанием переписки, постов, комментариев и других сообщений пользователя.

Согласно новому регламенту, в случае если компания не хочет или не имеет технической возможности для хранения данных – она обязана предоставить полный доступ сотрудникам спецслужб занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.  

Однако, по словам источника «Ведомостей» в МВД на сегодняшний день у ведомства нет ресурсов, чтобы хранить необходимые объемы информации. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru