В 2013 году компании потеряли $25 млрд из-за хакеров и инсайдеров

В 2013 году компании потеряли $25 млрд из-за хакеров и инсайдеров

 Zecurion Analytics представил результаты ежегодного исследования утечек информации за 2013 год. Количество хакерских атак и хищений данных сотрудниками составило более 30% от всех случаев утечек, а в целом российские и зарубежные компании потеряли более 25 миллиардов долларов США.

 

Общий ущерб от внутренних инцидентов информационной безопасности вырос на 25% по сравнению с 2012 годом и составил чуть более $25 млрд. Такая тенденция роста затрат от утечек данных указывает на то, что компании не уделяют защите информации должного внимания, вследствие чего теряют колоссальные суммы денег. Так, в среднем по миру убыток от одной утечки составил $32 млн, в то время как в России размер финансового ущерба несколько меньше, даже несмотря на то, что максимальные потери от одного инцидента составили более 4 млрд рублей. 

Всего России было зарегистрировано 48 инцидентов, большинство из которых получили широкую огласку в СМИ. Среди наиболее громких: кража базы данных более чем 1 млн клиентов СК «Цюрих», переписка сотрудников сотового оператора МТС с контент-провайдерами, попавшая в открытый доступ, убытки на сумму 2 млн рублей, нанесённые компании «ФосАгро» бывшим сотрудником, а также конфиденциальные бумажные документы «Сбербанка», выброшенные в мусорный бак. 

«Приведённая в отчёте оценка финансовых последствий утечек является достаточно консервативной. Реальные убытки от каждого инцидента могут сильно различаться в зависимости от конкретных факторов. К примеру, новость о задержании трёх топ-менеджеров HTC на краже информации в тот же день спровоцировала обрушение акций на 6,4%. Учитывая рыночную капитализацию корпорации, это уже потери на миллиарды долларов. И в 2013 году таких инцидентов в коммерческих организациях было зарегистрировано немало, — говоритВладимир Ульянов, руководитель аналитического центра Zecurion. — В среднесрочной перспективе (2014–2016 гг.) стоит готовиться к увеличению краж персональных данных из банков. Мошеннические схемы, связанные с эквайрингом пластиковых карт, становятся всё более эффективными и позволяют злоумышленникам быстро монетизировать полученную информацию». 

В 2013 году изменился и отраслевой профиль утечек. Чаще всего информация утекает из организаций здравоохранения (16%), розничной торговли (16,2%) и госучреждений (15,5%). При этом самыми распространёнными каналами являются веб-сервисы (24,5%), а также ноутбуки и планшеты (суммарно 16,3%). Существенно возросло количество утечек через электронную почту — с 5,8% до 9,2%. 

Евгений Касперский: в России повысился уровень зрелости в вопросах ИБ

В ходе интервью основатель «Лаборатории Касперского» рассказал журналистам об изменениях на киберфронте, развитии ИБ-компании в условиях западных санкций, а также поделился ее опытом использования ИИ.

Констатируя рост продаж вендора в России, собеседник «Ведомостей» отметил, что на тренд повлияли повышение степени зрелости компаний в отношении кибербеза (из-за роста числа атак и новых требований по импортозамещению и ИБ), а также значительное расширение портфеля защитных решений Kaspersky.

Характер кибератак, по словам Евгения Касперского, за последние три года заметно изменился. Злоумышленники стали действовать более целенаправленно и профессионально, зачастую занимаясь шпионажем в пользу того или иного государства.

За шпионаж по-прежнему готовы платить и коммерческие структуры — достаточно вспомнить случай с Duqu в 2015 году на переговорах по иранской ядерной программе в Швейцарии и более недавний, операцию «Триангуляция». Участились также случаи киберсаботажа.

Что касается ИИ, в Kaspersky его применяют для автоматизации обработки входящих данных, а с недавних пор — и для детектирования аномалий. Подобные инструменты работают в реальном времени и способны заблокировать подозрительную активность либо предупредить о ней пользователя.

В настоящее время в ИБ-компании ежедневно анализируется около 15 млн потенциально опасных файлов; 99,98% из них обрабатывается автоматически. В этом году умный помощник помогал экспертам выявлять до 500 тыс. угроз за день, в том числе вредоносов, созданных с помощью ИИ.

 

Последнее время объем продаж «Лаборатории Касперского» в России растет: В 2022 году он увеличился в полтора раза, в 2023-м — более чем на треть, в 2024-м — более чем на четверть (в основном за счет сбыта решений b2b, для бизнеса). По внутренним оценкам, в настоящее время ее продукты используют свыше 90% российских компаний в России.

На потребительский сегмент (b2c) сейчас приходится около трети выручки. Показатель начал падать после введения западных санкций и блокировки продаж антивируса Kaspersky в США; потерю этих рынков удалось компенсировать за счет увеличения продаж в России и Азиатском регионе.

В ответ на вопрос о приоритетах в импортозамещении Касперский заявил, что заменить придется все ИБ-решения, но в первую очередь NGFW. У них уже есть собственное СЗИ этого класса, которое недавно прошло сертификацию ФСТЭК и в ближайшие год-два станет конкурентоспособным.

Инвест-проект KasperskyOS пока не может похвастаться большой отдачей, но уже собрал множество партнеров, в России и за рубежом. Защищенная ОС пока работает на тонком клиенте; в этом году разработчики провели более 100 пилотов.

В дальнейшем планируется расширение спектра устройств с этой ОС. Версия KasperskyOS для мобильных устройств все еще находится на стадии исследовательского проекта; прототип создан, но требует доработки.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru