ЛК раскрывает сложнейшую глобальную кампанию кибершпионажа

ЛК раскрывает сложнейшую глобальную кампанию кибершпионажа

«Лаборатория Касперского» объявила о раскрытии глобальной сети кибершпионажа «Маска», за которой стоят испаноговорящие злоумышленники. Обнаруженные следы указывают на то, что операция ведется как минимум с 2007 года. Ее выделяет сложность арсенала атакующих, который включает в себя ряд крайне изощренных вредоносных программ, разработанных для различных платформ, включаяMac OS X, Linux и, возможно, iOS.

Действия злоумышленников в первую очередь были направлены на государственные организации, дипломатические офисы и посольства, энергетические и нефтегазовые компании, исследовательские организации и политических активистов. По подсчетам «Лаборатории Касперского» таргетированной атаке подверглись 380 жертв из 31 стран по всему миру, включая Ближний Восток, Европу, Африку и Америку.

Главной целью атакующих был сбор ценной информации из зараженных систем, включая различные документы, ключи шифрования, настройки VPN, применяемые для идентификации пользователя на сервере SSH-ключи, а также файлы, используемые программами для обеспечения удаленного доступа к компьютеру.

«Несколько причин заставляют нас думать, что это может быть кампанией, обеспеченной государственной поддержкой. Прежде всего, мы наблюдаем крайне высокий уровень профессионализма в действиях группы, которая обеспечивает мониторинг собственной инфраструктуры, скрывает себя с помощью правил системы разграничения доступа, начисто стирает содержимое журнальных файлов вместо обычного их удаления, а также при необходимости прекращает всякие действия. Такой уровень самозащиты нетипичен для киберпреступников. Все это ставит данную кампанию по уровню сложности даже выше Duqu – можно сказать, это самая сложная угроза такого класса на данный момент», – объяснил Костин Райю, руководитель глобального исследовательского центра «Лаборатории Касперского».

Для жертв заражение может обернуться катастрофическими последствиями. Вредоносное ПО перехватывает все коммуникационные каналы и собирает наиболее важную информацию с компьютера пользователя. Обнаружение заражения чрезвычайно сложно из-за доступных в рутките механизмов скрытия и имеющихся дополнительных модулей кибершпионажа. В дополнение к встроенным функциям, злоумышленники могли закачивать на зараженный компьютер модули, позволяющие выполнить набор любых вредоносных действий.

 

 

Тщательное исследование показало, что для авторов этих программ испанский является родным языком – этого ранее не наблюдалось в атаках подобного уровня. Анализ выявил, что операция «Маска» активно велась на протяжении 5 лет до января 2014 года (а некоторые образцы вредоносного ПО имели дату сборки 2007 года) – во время проведения исследования управляющие сервера злоумышленников были свернуты.

Заражение пользователей происходило через рассылку фишинговых писем, содержащих ссылки на вредоносные ресурсы. На этих сайтах располагался ряд эксплойтов, которые в зависимости от конфигурации системы посетителя, использовали различные способы атаки его компьютера. В случае успешной попытки заражения, вредоносный сайт перенаправлял пользователя на безвредный ресурс, который упоминался в письме – это мог быть YouTube или новостной портал.

Важно отметить, что сами вредоносные сайты не заражали посетителей автоматически в случае прямого обращения по одному только доменному имени. Злоумышленники хранили эксплойты в отдельных каталогах, ссылки на которые присутствовали только в письмах, – проходя именно по ним, пользователь подвергался атаке. Иногда на этих сайтах злоумышленники использовали поддомены, чтобы полные адреса выглядели более правдоподобными. Эти поддомены имитировали разделы популярных испанских газет, а также несколько международных – «The Guardain» и «Washington Post».

В России ущерб от Android-трояна Mamont превысил 150 млн рублей

Android-троян Mamont стремительно выходит в лидеры мобильного мошенничества в России и, по оценке компании F6, станет одной из главных киберугроз 2026 года. Речь идёт уже не о единичных атаках, а о массовом заражении устройств и серьёзном финансовом ущербе.

По данным аналитиков F6, около 1,5% Android-устройств российских пользователей уже скомпрометированы различными вредоносными приложениями.

Если брать выборку в 100 млн смартфонов, это примерно 1,5 млн заражённых устройств. Почти в половине случаев — 47% — на них обнаружены следы трояна Mamont. К слову, в сентябре мы писали, что атаки Mamont на Android в России выросли в 36 раз за 2025 год.

В департаменте Fraud Protection F6 отмечают: по итогам 2025 года Mamont обошёл даже NFCGate — прежнего «фаворита» мошенников — как по количеству заражений, так и по ущербу для пользователей банков.

Только в третьем квартале 2025 года число новых установок Mamont в России росло в среднем на 60 устройств в день, а средняя сумма списаний в результате успешных атак составляла около 30 тыс. рублей. По оценке F6, ущерб для клиентов российских банков только за ноябрь 2025 года мог превысить 150 млн рублей.

Злоумышленники активно эксплуатируют чувствительные и провокационные темы. В 2025 году Mamont распространяли под видом папок с фото и видео, «антивирусов» и списков погибших, раненых и пленных участников СВО.

Среди типичных названий файлов — «Списки 200–300», «Списки пропавших, пленных», «Фото_Страшной_аварии», «ФОТО», «МоеВидео». Для большей убедительности APK-файлы сопровождают эмоциональными сообщениями вроде: «Ужас какой… насмерть разбился».

 

Распространение идёт через открытые чаты в популярных мессенджерах (например, домовые чаты), а также через массовые рассылки с уже заражённых устройств — по всем контактам жертвы.

Аналитики F6 изучили версию Mamont образца декабря 2025 года и отмечают, что за два года зловред сильно эволюционировал. После установки приложение запрашивает опасное разрешение — стать СМС-приложением по умолчанию. Без этого Mamont просто не сможет работать.

 

Дальше начинается самое интересное. Новый Mamont умеет:

  • читать все СМС, включая старые сообщения, полученные до заражения;
  • отправлять СМС с телефона жертвы;
  • определять наличие банковских приложений, маркетплейсов, мессенджеров и соцсетей;
  • получать данные о сим-картах;
  • отправлять USSD-запросы, чтобы оценить баланс и активные услуги.

На основе этих данных злоумышленники понимают, какими банками пользуется жертва, от каких сервисов приходят одноразовые пароли, и пополняют свои мошеннические базы. Часто этого уже достаточно для входа в банковские кабинеты, оформления кредитов и незаконных переводов.

Одна из самых опасных особенностей новой версии Mamont — возможность превратить владельца заражённого смартфона в невольного соучастника мошенников. Устройство можно использовать как узел связи, источник звонков, скрытый «дроп» или инструмент для дальнейшего распространения вредоносных приложений.

Как предупреждает Дмитрий Ермаков, руководитель департамента Fraud Protection F6, мошенники всё чаще собирают такие зловреды с помощью ИИ, а индивидуальная сборка вредоносного приложения под конкретную жертву занимает всего несколько минут — прямо в интерфейсе криминальных CRM.

По его словам, если в 2025 году главной угрозой был NFCGate, то в 2026-м он станет лишь одной из функций более универсальных и опасных Android-троянов вроде Mamont.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru