Sophos о результатах эволюции ZeroAccess

Sophos о результатах эволюции ZeroAccess

Sophos подытожила последние нововведения авторов ZeroAccess. По оценке компании, популяция этого зловреда в настоящее время составляет порядка 1 млн. Более половины активных ботов функционируют на территории США.

Руткит ZeroAccess появился в Сети несколько лет назад и в настоящее время, по оценке экспертов, является одной из самых распространенных Windows-угроз. Главная цель зловреда, поддерживающего как 32-, так и 64-битные версии ОС Windows, ― приобщить зараженную машину к р2р-ботнету и создать площадку для загрузки дополнительных модулей. Авторы ZeroAccess постоянно совершенствуют свое детище, расширяя его функционал и набор средств самозащиты, пишет securelist.com.

Новейшая версия ZeroAccess, которая, по наблюдениям Sophos, постепенно замещает все предыдущие, работает исключительно в режиме пользователя. Ранее этот зловред использовал 2 руткит-компонента: под 32-битной ОС ― режима ядра, под 64-битной ― режима пользователя. После обновления ZeroAccess во всех случаях ведет себя одинаково: внедряет dll в адресное пространство services.exe и explorer.exe и реализует весь деструктивный функционал в рамках этих процессов. Он больше не переписывает драйвер Windows, чтобы гарантировать автозапуск при каждой загрузке системы, но использует для этого системный реестр. Эксперты полагают, что унификация ZeroAccess вызвана двумя причинами: повышенным вниманием со стороны security-компаний и ростом популярности 64-битных платформ: с их распространением поддержка сложного руткит-компонента, работающего только в 32-битной версии, становится нерентабельной.

Претерпел изменения и р2р-протокол, который используют боты ZeroAccess. Если раньше обмен между пирами производился исключительно по TCP-каналам, то теперь новый бот запрашивает список IP-адресов по UDP, а список файлов (плагинов) ― по ТСР на том же порту. В последнем случае новобранец уже не использует команду getF, как ранее, а отсылает зашифрованную информацию о своих файлах (имя, размер и время создания). В лаконичной системе команд, которыми обмениваются боты, появилась еще одна ― newL, она позволяет быстро распространить новые адреса пиров по бот-сети.

Чтобы повысить жизнестойкость ботнета и защитить его от перехвата, вирусописатели ввели строгий лимит на число адресов, которые может считывать бот-получатель из присланного списка. Каждый бот ZeroAccess хранит до 256 записей в локальном списке пиров, но, получая информацию с другого узла, он сможет сверить лишь 16 пар IP/метка времени. Более того, изменилось само значение временного маркера. В новом варианте записи указывается не время предыдущего подключения, как было ранее, а период между предшествующим и текущим контактами.

Распространяется обновленный ZeroAccess прежними методами: через PPI-партнерки, с помощью эксплойт-паков (Sakura, Jupiter, Blackhole) и социального инжиниринга ― под видом кейгенов, «кряков» и инсталляторов к играм. Со времени обнаружения новой версии зловреда Sophos зафиксировала свыше 9 млн. инсталляций. В настоящее время эксперты различают 2 бот-сети, построенных на его основе, причем каждая использует 32-битную и 64-битную версии. Все 4 варианта ботнета работают автономно, так как внутренний обмен в каждом осуществляется на своем порту, жестко прописанном в коде ботов.

Общее число активных заражений ZeroAccess в конце августа составляло около 1 миллиона. Его присутствие обнаружено в 198 странах, причем 55% этих IP-адресов прописаны в США, 6% ― в Канаде, 4% в Великобритании, по 3% в Германии и Турции, по 2% в Испании, Франции, Италии, Австралии и Японии. Судя по набору плагинов, вся эта интернациональная армия используется ботоводами для накрутки кликов (click fraud) и генерации Bitcoin'ов. С учетом совокупного потенциала ZeroAccess должен приносить своим хозяевам неплохой доход ― по оценке экспертов, свыше 100 тыс. долл. в сутки, если все боты активны.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru