Исследователь вскрыл руткит ZeroAccess

Вирусный аналитик сумел преодолеть оборону руткита, считавшегося одним из наиболее защищенных и технически совершенных. Предполагается, что разработчики этой вредоносной программы связаны с небезызвестной организацией Russian Business Network.

Исследователь института InfoSec Джузеппе Бонфа, специализирующийся на деконструировании программного обеспечения, опубликовал пошаговые инструкции по реверс-инжинирингу руткита ZeroAccess, создатели которого приняли все доступные им меры для противодействия подобным операциям. Однако защита вредоносного продукта не устояла, и теперь аналитики всех поставщиков антивирусных решений смогут изучить руткит (если они еще не сделали этого) и сформировать предложения по более эффективной борьбе с ним.

Согласно результатам исследований, ZeroAccess, известный также под наименованием Smiscer, весьма сложен для удаления, поскольку в процессе очистки есть существенный риск повредить операционную систему. Кроме того, руткит использует низкоуровневые вызовы API для создания новых логических томов, полностью скрытых от жертвы, тем самым чрезвычайно осложняя процесс исследования и делая невозможным применение традиционных инструментов анализа. Вредоносная программа способна также модифицировать системные драйверы и бороться с антивирусными решениями.

Специалист ESET Пьер-Марк Бюро, к которому Интернет-издание The Register обратилось за комментарием, отметил, что в опубликованном документе представлены и описаны все внутренние механизмы работы одного из наиболее совершенных руткитов современности. "Из статьи можно извлечь множество сведений о технологиях, задействованных при создании вредоносной программы, о принципах управления ею, о способах ее установки в систему, а также о том, как детектировать этот руткит", - написал он в электронном письме.

Г-н Бонфа указал в своей работе, что извлеченные из дизассемблированного продукта вредоносные ссылки содержат IP-адреса, связанные с организацией Russian Business Network. В настоящее время ZeroAccess используется главным образом для доставки лжеантивирусного программного обеспечения, хотя с его помощью на компьютеры жертв можно устанавливать любые разработки "адептов темной стороны".

Ознакомиться с результатами труда аналитика InfoSec Institute можно здесь.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru