Сергей Черномашенцев: Наши дистрибьюторы и интеграторы нас ненавидят

Сергей Черномашенцев: Наши дистрибьюторы и интеграторы нас ненавидят

Сергей Черномашенцев – исполнительный директор Смарт-Софт

В юности был вынужден сделать непростой выбор между технической профессией и карьерой виолончелиста.

Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Системы ориентации, стабилизации и навигации летательных аппаратов и ракетоносителей», там же продолжил обучение в аспирантуре. Начинал свою карьеру на заводе "Геофизика-Космос", где в том числе занимался написанием алгоритмов определения местоположения для баллистических ракет класса «вода - космос – земля».

С 2003 года инженер-проектировщик в ГК «Ланит».

Работал главным инженером проектов в «Астерос» в течение почти трёх лет.

С 2018 года был руководителем мультимедийного направления в "ХайТэк".

В «Смарт-Софт» перешел из компании «Сайтсофт» с должности руководителя департамента инфраструктурных проектов.

...

Может ли единственный в стране производитель энтерпрайз-решений класса UTM во время кризиса заботиться о социальной ответственности своего бизнеса? Есть ли покупатели у отечественных решений за пределами РФ и как найти баланс между коммерческим успехом и долгосрочной лояльностью клиентов? Об этом нам рассказал Сергей Черномашенцев, исполнительный директор компании «Смарт-Софт».

Сергей, расскажите, пожалуйста, о компании, которую вы представляете. Нашим зрителям и широкой аудитории будет очень интересно узнать, каковы её история, развитие и дальнейшие планы. Итак, как появилась компания «Смарт-Софт»?

С. Ч.: Компания — родная, местная: её учредители живут и работают в Подмосковье, в Коломне. В 2003 году несколько энтузиастов основали компанию «Смарт-Софт», и изначально идея была в том, чтобы просто делать качественный продукт. В то время брандмауэр Windows был не очень удобен в использовании. Сделали ему альтернативу и стали постепенно расширять функциональность нового продукта. Это была утилита, которая выполняла ряд функций: контроль пользователей, контроль трафика, фильтрацию контента, а также учёт времени работы в сети и ещё некоторые, в том числе функции брандмауэра и антивируса. Таким образом, изначально система была создана для рабочих станций, для персонального использования, а уже впоследствии её расширили для того, чтобы внедрить в организациях.

Одним из первых масштабных внедрений спустя всего три года после основания был проект для «Почты России». Во всех своих отделениях «Почта» запустила интернет-кафе. В каждом из 50 000 отделений стояло от одного до трёх компьютеров, которые были оборудованы нашим ПО. Всё это централизованно управлялось из главного офиса.

В каком это было году?

С. Ч.: Это был 2006 год, а в следующем 2023 году нашей компании исполняется уже 20 лет.

Для ИТ- и ИБ-компаний это, конечно, серьёзный возраст. На российском рынке такие компании можно пересчитать по пальцам. А как развивалась компания после первого серьёзного проекта? Дальше, если не ошибаюсь, был Traffic Inspector?

С. Ч.: Совершенно верно. Вначале это был Traffic Inspector для Windows. Продукт хорошо развивался и хорошо продавался. О нём знали, наверное, все системные администраторы в России.

Дальше, спустя примерно десять лет, появился проект OPNsense. Это — весьма надёжная операционная система на основе FreeBSD, с различными инструментами для управления информационной безопасностью.

Когда наши разработчики узнали про эту систему, они связались с её создателями и стали помогать им её разрабатывать. И в течение пары лет вышел уже наш, новый, продукт на основе этой системы — Firewall Next Generation, в который мы постоянно добавляли всё новые и новые функции.

Изначально он был строго на OPNsense, и это сослужило нам очень хорошую службу, потому что проект до сих пор развивается: он безопасен и постоянно совершенствуется.

Перед тем как выдвинуть свой продукт на рынок, мы получили вначале согласие разработчиков OPNsense. Между прочим, они даже прислали нам своё благодарственное письмо о том, что порядка трети всего исходного кода OPNsense — это разработка наших программистов.

 

 

Это — очень важный момент. Получается, что вы не просто, как некоторые, взяли готовый OPNsense и на его базе стали делать «форк» и развивать своё решение, а внесли серьёзный вклад в развитие этого опенсорс-проекта и выступили его соавтором.

С. Ч.: Мне на ум приходит аналогия с автомобилем Volvo. Почему именно эта марка? Потому что Volvo так же печётся о безопасности своих клиентов, как и мы. Сама компания производит только двигатель и дизайн. Фары и коробки передач, колёса и всё прочее они не производят, но очень тщательно проверяют, за счёт чего Volvo получается хорошим цельным автомобилем.

У нас похожая ситуация. Действительно, половина — это опенсорсный заимствованный код. Но мы, во-первых, этот код серьёзно проверяем. Сейчас наши отечественные тестировщики развиваются очень активно, достаточно отметить и Positive Technologies, и «РТК-Солар». Также ИСП РАН делает свои SAG и Crusher. Соответственно, мы берём эти модули, так как в них мы на сто процентов уверены.

Во-вторых, если нам в них что-то не нравится, можно внести изменения: переписать или дописать. Естественно, мы всё локализуем, переносим к себе, и только после тщательной проверки наконец происходит внедрение. Вот так и шло становление нашего продукта.

Сейчас в связи с последними событиями наблюдается очень много атак через цепочки поставок, что опять-таки связано с Open Source. Через обновления тебе могут «подсунуть» недекларированные возможности. Ты обновишь свой продукт, а у тебя появится какая-нибудь уязвимость. В вашем случае, наверное, можно быть совершенно уверенным, что этого не произойдёт?

С. Ч.: Да, в этом можно быть уверенным на сто процентов. Для нас всё разделилось на «до» и «после» 17 февраля. До этого времени мы, естественно, проверяли весь код, но после 17 февраля мы начали проверять всё по несколько раз и в разных инструментах. И если до этого мы исправляли только некие критические замечания и ошибки, то сейчас мы обязательно рассматриваем в том числе и все предупреждения.

Говоря же о недекларированных возможностях, нужно понимать, что там редко бывает что-то именно «злое», например бэкдор. Чаще всего закладки просто приводят к отказу в работе.

При этом понятно, конечно, что если у тебя отказал NGFW, то ты беззащитен.

По поводу OPNsense: вы ещё дописывали что-то своё или это — продукт «как есть»?

С. Ч.: У нас написано очень много собственных плагинов. Есть, конечно, и своя собственная CMS (система центрального менеджмента). У нас есть также собственная логика по кластеризациям: по кластеру N+1 «active / passive», по активному кластеру «active / active», по масштабируемости, по контентной фильтрации, — это всё наши модули, строго наша логика.

Иногда мы используем чужие базы, как в случае с контентной фильтрацией. Мы не категорируем все ресурсы в сети сами, а покупаем базы у наших технологических партнёров.

А что касается такого компонента системы предотвращения вторжений, как сигнатуры атак, — на данный момент вы тоже получаете их от кого-то из ваших партнёров?

С. Ч.: Нет, там примерно пополам. У нас сигнатуры обновляются раз в неделю, и сейчас их порядка 40 000. Половина из них созданы на базе Open Source, то есть заимствованы. Другую половину мы либо пишем сами, либо получаем от партнёров. Это касается не только IDS / IPS, но и Web Application Firewall.

Получается, что и свой исследовательский отдел для написания сигнатур у вас тоже есть?

С. Ч.: Да, он у нас есть, но всё же чаще всего исходный материал для анализа мы получаем от партнёров.

А если говорить более подробно о Traffic Inspector Next Generation, на данный момент это — программный продукт?

С. Ч.: Он может быть абсолютно в любом виде. Изначально же это — именно ПАК (программно-аппаратный комплекс).

У нас есть несколько технологических партнёров, и именно это позволяет нам гарантировать поставки в течение 8 недель.

Если один из наших поставщиков не сможет предоставить нам в срок нужную конфигурацию, мы просто обратимся к другому. У нас есть DEPO, есть QTECH, «Аквариус», Nerpa. Есть много производителей именно отечественного «железа», которые занесены в реестр Минпромторга.

Это также может быть образ, который разворачивается целиком на сервере или на виртуальной машине. И, соответственно, есть ещё вариант SaaS (как услуга).

Мы сотрудничаем сразу с несколькими облачными провайдерами: MTC, «Эр-Телеком», SberCloud, и, если нашим заказчикам это необходимо, можем заменить зарубежное оборудование отечественным.

Во-первых, можно просто себе поставить OPNsense. Он бесплатный. Так, если, допустим, у клиента что-то произошло ночью, он ставит себе OPNsense просто чтобы «прикрыться». Потом он его настраивает, и если после этого приходит к нам, то все политики настройки OPNsense мигрируют к нам абсолютно бесшовно.

Существует и второй вариант — это если мы настраиваем трафик у заказчика таким образом, чтобы он проходил через облачные серверы, на которых развёрнуто наше решение.

Кстати, про SaaS — это интересно, потому что если у заказчика произошёл отказ иностранного оборудования, а времени на выбор альтернативы нет, то тогда можно быстро встать под защиту облачного сервиса именно по модели SaaS. Сейчас мы наблюдаем большой спрос на эту услугу и как раз обсуждали эту историю про аутсорсинг на позапрошлом эфире AM Live.

С. Ч.: Лицензирование у нас тоже сделано удобно: на «железо», ПАК и ПО лицензию можно оплатить на срок от одного года до пяти лет. В любом случае период времени будет кратен одному году. А вот по модели SaaS оплата будет кратна одному месяцу. Например, в ситуации интеграции, написания ТЗ, конкурса или бюджетирования сроком, скажем, в четыре месяца оплачиваются именно эти месяцы, и уже сразу можно пользоваться услугой.

Traffic Inspector Next Generation сейчас уже хорошо представлен на рынке, каковы планы по его дальнейшему развитию? Может быть, появятся какие-то новые продукты?

С. Ч.: Здесь есть два направления. Можно создавать новые продукты и продавать их отдельно.

Мы же пошли по другому пути и занимаемся тем, что целенаправленно наращиваем потенциал одного своего продукта.

Бывает даже так, что наши заказчики жалуются нам, что купили продукт, а у него, допустим, не работает IDS / IPS или ещё какая-нибудь функция. И тогда мы им отвечаем, что её просто нужно включить. Изначально она не включена по умолчанию, потому что если бы мы включили все 80 функций, которые есть в нашем файрволе, то это была бы довольно серьёзная нагрузка на оборудование.

К примеру, самые младшие «железки», которые мы рекомендуем, — до 100 пользователей. При включении всех функций они не «потянут» больше 30–40 пользователей при более-менее широком канале. Соответственно, часть этой функциональности отключена.

Таким образом, в течение времени мы наращивали функциональность нашего продукта, и сейчас это — гигантский комбайн с огромным количеством функций.

Из масштабных текущих задач отмечу то, что мы переделываем целиком весь интерфейс. При этом мы его делаем с поддержкой MVC, он будет блочным, модульным и будет поддерживать сенсорное управление, в том числе и для работы на мобильных устройствах.

Также мы идём в сторону энтерпрайз-решений и сейчас заняты развитием возможности горизонтального масштабирования — до 24 устройств в кластере. Мы ставим себе задачу обеспечить очень высокую пропускную способность и отказоустойчивость, мощную балансировку нагрузки и возможность обслуживания большого количества пользователей. Это что касается TING (Traffic Inspector Next Generation), на который в последнее время мы рекомендовали мигрировать нашим заказчикам.

Но у нас при этом есть ещё и старый продукт, и в его отношении у нас тоже имеются планы. Мы приняли решение переписать для него весь код, чтобы он работал на отечественных Linux (Alt, Astra).

То есть тот старый и хорошо знакомый многим Traffic Inspector будет перенесён и код будет импортироваться на Linux?

С. Ч.: Сейчас он целиком рефакторится, после чего станет кросс-платформенным. Он будет поддерживать все отечественные Unix-системы. Поскольку сейчас компании не могут продлить лицензии на Windows, им придётся перейти на российские операционные системы.

Речь идёт не о государственных министерствах — они, скорее всего, просто обязаны это сделать. Но если взять, к примеру, университеты, то до сегодняшнего дня у них необходимости переходить не было. Теперь же она появится, ведь они всегда оплачивали Office 365, для того чтобы пользоваться приложениями Microsoft Teams, Word, а также почтой и календарями.

Отчасти ещё и поэтому у нас возникла необходимость в том, чтобы даже наш старый продукт поддерживался отечественными операционными системами.

Во-первых, в соответствии с федеральным законом во всех учебных заведениях обязана стоять фильтрация контента, для того чтобы дети не имели доступа к запрещённым сайтам.

Во-вторых, все публичные Wi-Fi имеют запрет на предоставление анонимного доступа и поэтому должны иметь двухфакторную аутентификацию.

У нас есть TING — большой крупный продукт, и мы постепенно уходим в энтерпрайз для того, чтобы удовлетворять потребности крупных заказчиков. Я не буду скрывать, мы на этом заработаем много денег.

Сейчас энтерпрайз-решений этого класса в России вообще нет.

Но в то же время нам не хочется бросать ребят, которые ежегодно платят нам за лицензию 12 000 рублей, на чём мы ничего не зарабатываем, так как маржа слишком мала.

То есть речь идёт о социальной ответственности? Здорово, что вы это делаете, это очень полезная вещь. Те, кто смогут пользоваться средствами защиты для ПК на Linux, будут вам очень благодарны.

А что касается ценовой политики и лицензирования? Вы сказали, что Traffic Inspector Next Generation — это многофункциональный комбайн. Мы делали сравнение: действительно, там очень много функций. На данный момент это лицензируется как единое целое или можно выбирать блейды (модули) и купить какие-то отдельно?

С. Ч.: Сейчас мы делаем лицензирование по пользователям. При покупке продукта заказчики получают практически всю функциональность за исключением модулей от наших технологических партнёров, а именно — шлюзового антивируса и контентной фильтрации.

Мы сделали удобный интерфейс, чтобы всё это работало и чтобы всем этим можно было управлять. Плюс где-то мы переделываем логику, потому что для некоторых наших заказчиков она не совсем подходит. Например, продукты по контентной фильтрации изначально создавались для учебных заведений. Наш SkyDNS — как раз для них. Для энтерпрайза же необходима другая логика, и мы, соответственно, её переделываем под своих заказчиков, закупая их базы.

Как я уже сказал, сейчас лицензирование делается по пользователям, но дело в том, что всё большее количество наших заказчиков покупают именно программное обеспечение, а не ПАК целиком. Продавая ПАК, мы примерно понимаем, какое количество пользователей он может выдержать. Например, если заказчик купил у нас лицензию на 100 учётных записей, их количество можно увеличить до 110. Такой «запас» в 10 процентов должен существовать. Но поскольку у нас всё больше покупают именно ПО, мы задумались над тем, чтобы ввести лицензирование по ядрам.

На рынке ходит много историй, и как раз из вашего сегмента ИБ, о том, что цены сейчас растут в два, три, а у некоторых производителей — и в 7–10 раз, если это какое-то редкое «железо» под очень узкие потребности. А как у вас обстоят дела с ростом цен?

С. Ч.: Как все мы помним, в марте началась жёсткая истерия в связи с отключением оборудования, ростом цен на перевозку контейнеров, а также всеобщей паникой по поводу того, что если сейчас не заказать, то потом уже вообще никогда и ничего будет не купить. Именно тогда было принято решение, что мы из принципа не будем в этом году повышать цены на ПО. Прежде всего — потому, что мы банально не хотим наживаться на чужом горе. У вас был какой-то бюджет, сейчас же нужно идти к начальству и пытаться обосновать, почему он разросся в полтора раза.

Дефицит, подорожание перевозок, логистики, — всё это, безусловно, сказывается, и тем не менее. Мы до сих пор отгружаем заказы по коммерческим предложениям, которые отправили ещё в декабре.

Что же касается «железа», то тут мы ещё, что называется, «не доросли» до своего. Но я уверен, если бы оно было нашим, мы смогли бы удерживать цены и на оборудование.

Кстати, на «железе» мы не зарабатываем: за что купили, за то продаём.

Заказчик может даже зайти на сайт производителя и убедиться, что оборудование он приобрёл по точно такой же цене.

То есть это уже не от вас зависит?

С. Ч.: Совершенно верно. Был какой-то момент, когда курс был очень высоким и мы объясняли заказчикам, что нужно или подождать, или купить только ПО. Предлагали отключить часть функций, чтобы и на старых слабеньких серверах можно было поднять систему.

При этом были случаи, когда заказчики всё равно настаивали на том, чтобы приобрести оборудование, мотивируя свою решимость тем, что через год его, возможно, вообще нельзя будет купить. Так, в марте у нас действительно было несколько заказов по огромным ценам. Сейчас же доллар ниже, чем в январе, поэтому и наши цены находятся примерно на уровне тех, январских.

Таким образом, если мы говорим о ПАК, можно сказать, что цена на «железо» не столь высока?

С. Ч.: Расскажу такую историю. У нас был большой проект с одной очень крупной компанией. Выбирали из двух производителей. Были мы и ещё один отечественный производитель NGFW. Мы отправили коммерческие предложения. Изначально их КП было в два раза дороже нашего, хотя предлагалось абсолютно одно и то же. Заказчик пришёл ко второму производителю и задал вопрос о разнице в цене. Второй производитель в итоге предложил купить у него по нашей цене. Заказчик вернулся к нам и попросил скидку. Мы дали ему скидку 20 процентов, и в итоге он выбрал наше решение.

Вопрос бюджетирования для многих компаний сейчас стал очень острым. Плюс ещё повышение цен. Когда ты видишь, что за те же деньги, что у тебя были год назад, сейчас ты можешь себе позволить в два раза меньше, — это серьёзный удар. Поэтому замечательно, когда можно перейти на российское решение и при этом не переплачивать в два раза. У вашей компании очень гуманная политика. То, что вы не повышаете цены, для многих — просто отличная новость.

С. Ч.: Мы в этом плане очень гибки, но это как раз очень не нравится нашим партнёрам — дистрибьюторам и интеграторам. Они здесь видят только упущенные финансовые возможности. Например, у заказчика миграция с другого решения. Мы даём ему скидку 30 процентов, и дистрибьютор уже на 30 процентов заработал меньше.

Или вот другой пример. Нам говорят, что у них ещё на полгода лицензия от другого вендора, который покинул рынок. Показывают подтверждающее письмо. Мы без проблем предоставляем им лицензию на полгода. И дистрибьютор опять остаётся без денег.

На самом же деле, это всё — долгосрочная история. Да, в этом году вы нисколько не заработали. Зато в следующем году начнёте зарабатывать на продлении. И дальше будете продолжать зарабатывать каждый год. Пусть сумма будет чуть меньше, но вы в итоге получаете лояльного заказчика.

К сожалению, стратегия последних лет — это как раз «выдоить» из заказчика как можно больше здесь и сейчас, а потом просто взять и уехать из страны.

С. Ч.: У нас был партнёр, который признался в том, что очень удачно в январе продал Fortinet. А другой рассказал о том, как сделал продажу уже практически в марте: пришёл к заказчику и сказал, что нужно торопиться, вдруг они уйдут с рынка и тот просто не успеет купить. Через два месяца он ему ещё и наше решение продал.

Насколько я знаю, компания «Смарт-Софт» делает не только те замечательные продукты, о которых вы рассказали. У неё есть ещё проект iGrajdanin. Расскажите, что это такое и зачем этот проект был нужен.

С. Ч.: Как уже известно, владельцы компании, её учредители — из Коломны: они там родились и всю жизнь там живут. Им очень нравится этот город, и в 2005 году возникло желание сделать родной город ещё лучше. Так появилась платформа, которая собирает обращения граждан.

В соответствии с законом № 59-ФЗ, если обращение поступает в какую-то государственную систему и оно зарегистрировано, то власти просто не могут его проигнорировать, они обязаны что-то ответить. И зачастую им проще решить эту проблему, чем заниматься отписками. Например, когда на дороге — ямы, или на пешеходном переходе стёрлась «зебра», или же возле школы не поставили знак «Осторожно, дети». Подобные вещи муниципалитет может просто не замечать.

Соответственно, мы сделали удобный сервис, где можно на карте отметить геолокацию и описать проблему. И тогда люди, которые заходят, чтобы об этой же проблеме рассказать, видят, что о ней уже известно. Более того, можно в прямом эфире увидеть, как она решается.

Сейчас этот сервис работает уже в 800 населённых пунктах России, и им пользуются везде: и в Москве, и в Петербурге, и в других городах. На сегодняшний день там зарегистрировано уже несколько сотен тысяч обращений. Из них 75 процентов решены, а оставшиеся 25 — либо отклонены, либо для них указан срок, в течение которого будет принято решение.

Изначально этот сервис функционировал только для Коломны, но он масштабируется, то есть это — практически карта. Любой человек может зарегистрироваться, найти свой город и начать сообщать о проблемах.

В Москве есть похожий сервис, который называется «Добродел».

С. Ч.: Да, тот же принцип: фотографируешь, регистрируешь мобильное приложение и пользуешься.

Коломна — очень приятный город, исторический, с кремлём. Недавно у нас в кремле открылся ресторан. Его открыли не для того, чтобы была ещё одна «едальня», а с расчётом на то, что это будет музей. Сейчас там уже проводятся экскурсии. То есть это — ещё один способ реализации идеи социальной ответственности.

Меня всегда удивляло, как компании из Коломны удаётся находить разработчиков и их туда релоцировать. Почему они до сих пор не переехали в Москву — в Сити или ещё какие-нибудь модные районы? Это такое проявление патриотизма со стороны руководства компании по отношению к городу, где они живут?

С. Ч.: Да, действительно, наши сотрудники приезжают со всей России. Большей части из них мы предлагаем релокацию в Коломну. Это — очень спокойный, очень тихий город. И если человек из такого же небольшого города, ему в Коломне вполне может понравиться. Но у нас есть, например, ребята-разработчики из Петербурга. Им в Коломне слишком тихо и спокойно. «Тут нет ночной жизни, нет улицы Рубинштейна, где тебя могут пырнуть ножом, пока ты пьёшь пиво». Они живут здесь неделю, две, три, а потом снова уезжают домой.

У вас ведь «удалёнка» сейчас тоже есть?

С. Ч.: Да, конечно. И у нас нет того стереотипа, что все «мозги» непременно сконцентрированы в крупных городах. У нас, например, есть ребята, которые работают из Ижевска, Орла, Хабаровска. Обширная география. Все работают, и все общаются друг с другом.

Мы не сидим в Discord целыми отделами, как это делают некоторые компании, но периодически устраиваем корпоративы, выезды, привозим ребят и тусуемся с ними.

Я сам ещё в Коломне, признаюсь, ни разу не был. Очень интересно увидеть всё то, о чём вы рассказали. Кстати, о географии. Продукция «Смарт-Софт» — это сугубо российская история и основные покупатели — здесь, у нас, или есть продажи где-то ещё, может быть, в ЕАЭС или в других дружественных странах?

С. Ч.: Основные наши продажи — в России. Но при этом мы ведём очень активную работу по странам СНГ. Плюс есть ещё некоторые регионы, очень лояльные к России. Это, к примеру, Азия: у нас есть компания в Сингапуре.

Есть ещё Латинская Америка. У них ситуация такова, что на рынке есть и китайские, и американские, и российские решения. Check Point уже сложно назвать израильским, это, скорее, теперь решение американское. Но в латиноамериканских странах не хотят брать американское решение. Отношение к производителям из азиатских стран также очень осторожное. Чаще всего они выбирают нас.

А что касается СНГ, то здесь нам проще по менталитету и у нас есть продажи в Киргизии, Казахстане, Узбекистане и Азербайджане.

Для российского рынка очень важны сертификация и присутствие во всех реестрах. Как у вас обстоят дела с этим? Есть ли у вас сертификат ФСТЭК России? Есть ли вы в реестре Минпромторга, Минцифры?

С. Ч.: В связи с этим вернусь к предыдущему пункту. Страны Содружества созрели для сертификации СЗИ. Сейчас они делают первые шаги, и в ближайшее время у них тоже всё это появится. Прямо сейчас мы проходим сертификацию в Белоруссии, Узбекистане, Азербайджане и Казахстане.

Что же касается России, безусловно, все наши продукты есть в реестре отечественного ПО. Опять же, это позволяет нам не платить НДС, а это — 20 процентов, и такая экономия также помогает сдерживать цены.

Что же касается сертификации ФСТЭК России, то она у нас закончилась и сейчас мы проходим процедуру пересертификации. В течение трёх-четырёх месяцев мы уже окончательно подаём документы в лабораторию.

Речь идёт о новой версии, с уровнем доверия?

С. Ч.: Да, это будет четвёртый уровень доверия, по типам «А» и «Б», на ПАК и на ПО отдельно. В формуляре также указаны Web Application Firewall и IDS / IPS.

А что касается промышленного использования?

С. Ч.: Тут уже нужно, конечно, рассматривать конкретные случаи. Мы не поддерживаем очень специализированные протоколы АСУ ТП. Если заказчики общаются по TCP/IP, тогда — да, можно использовать.

И в финале расскажу ещё вот о чём.

Самое главное у нас — это люди, наши кадры. Это — наш костяк.

У нас очень хорошие инженеры техподдержки. Мы активно набираем новых и обучаем их. У нас прекрасные разработчики. Очень большие профессионалы. То же самое — и с продавцами, и с остальными сотрудниками.

И если кто-то, узнав про нас, захочет к нам прийти, пройти собеседование и поработать, то мы всегда открыты. Пожалуйста, пишите нам, и мы со всеми пообщаемся.

Особенно если кто-то хочет релоцироваться в Коломну!

С. Ч.: Между прочим, у нас сейчас очень много ребят приехало с юга: не всем нравится жить в жаре. Всем будем рады!

Я думаю, теперь у наших зрителей есть чёткое представление о компании «Смарт-Софт»: какие продукты компания делает и как развивается. Спасибо вам за интересное интервью и за то, что приехали к нам в студию AM Live. Буду рад видеть вас на наших следующих эфирах!