Интервью с Сергеем Кухтиным, генеральным директором компании "Алатус"

Интервью с Сергеем Кухтиным, генеральным директором компании "Алатус"

Сергей Кухтин — Генеральный директор компании "Алатус".

Родился в Москве в 1975 году. Окончил Радиотехнический факультет Московского Энергетического института.

С 1998 года работал на различных должностях в ряде крупных системных интеграторов, в 2006 году основал компанию «Алатус».

...

На вопросы Anti-Malware.ru любезно согласился ответить Сергей Кухтин, генеральный директор компании "Алатус". Это интервью продолжает цикл публикаций "Индустрия в лицах".

О компании

1. Расскажите о компании «Алатус», как давно вы работаете на рынке?

Компания в своем нынешнем формате присутствует на рынке третий год. Сфера нашей деятельности – системная интеграция, причем серьезную долю занимает направление информационной безопасности. Это обусловлено как перспективами данного сегмента рынка, так и компетенцией и опытом костяка нашей команды. Сильные позиции именно в этом сложном и требующем более редких компетенций сегменте рынка позволяют нам отстроиться от конкурентов. Помимо этого у нас есть выгодное отличие от сравнительно молодых компаний, занимающихся системной интеграцией: для наших клиентов организован Центр сервисной и технической поддержки ("Алатус ЦСТП").

2. Охарактеризуйте свое положение на рынке. Каковы темпы роста компании?

Компания переживает этап бурного развития. Подводить окончательные итоги будем в конце года, но наша предварительная оценка - 250-300% годового роста. И в ближайшие год-два такие темпы будут сохраняться. Это связано с тем, что в сравнении с лидерами рынка мы - небольшая компания и не обросли бюрократической прослойкой, но у нас достаточно специалистов, компетенции и опыта для внедрения системных решений уровня enterprise. И - что самое главное - мы уже внедряем подобные решения: список наших клиентов говорит сам за себя.

3. Какие еще направления, кроме информационной безопасности, развивает "Алатус"?

Решения в сфере информационной безопасности составляют примерно треть оборота компании, и думаю, эта пропорция будет сохраняться. Кроме этого направления важными составляющими являются для нас общесистемная интеграция (что в целом укладывается в рыночную модель ИБ-интегратора), а также аутсорсинг. На него хотелось бы обратить особое внимание, ибо, как в старом анекдоте, все о нем слышали, но мало кто в глаза видел. Я имею в виду не инфраструктурный аутсорсинг категории low-cost в сегменте малого и среднего бизнеса, а поддержку сложных решений в крупных компаниях. Увы, этот сегмент растет у нас в стране медленно. Тем не менее, это направление весьма перспективно, что подтверждается интересом наших заказчиков.

4. Какие наиболее важные проекты были реализованы за последний год?

Основной подход Алатуса – обеспечение полносервисной интеграции для заказчика. За последний год мы реализовали ряд масштабных инфраструктурных проектов, среди которых комплексный аудит WiFi-сетей и модернизация СКС, а также разработка и внедрение серверных решений и подсистем защиты информации.
В процессе выполнения находится ряд проектов в сфере информационной безопасности – они в основном связаны с финансовой отраслью и, как правило, растянуты во времени. Отмечу еще раз аутсорсинг: за последний год были запущены несколько проектов по поддержке сложных подсистем, включая приложения и инфраструктурные компоненты.

4. В России насчитывается более 50 системных интеграторов. В течение последних лет происходит консолидация рынка: слияние IBS и Borlas, покупка ряда компаний «Компьюлинком», поглощение TOPS BI «Систематикой». Что отличает «Алатус» от конкурентов и позволяет расти, несмотря на высокую конкуренцию?

Тут давайте разделим понятия – у любой компании есть некий потолок роста, после которого можно сказать – уфф, цели достигнуты. Желание и силы развиваться дальше в прежнем темпе в этот момент существенно снижаются. Наиболее прозорливые собственники компаний начинают искать и находят стратегических инвесторов, продавая компании частично или целиком – это мы и видим в новостях.

Остальные стопорятся в развитии и (с учетом динамики роста рынка) начинают потихоньку терять свою долю. Для подтверждения этого достаточно поднять архивы и посмотреть, кто был в десятке крупнейших ИТ компаний 5-10 лет назад и кто есть сейчас…
В "Алатусе" ситуация такова, что костяк команды составляют выходцы из ведущих системных интеграторов, мы хорошо понимаем потребности крупных компаний и компетентны их обеспечить. Как я уже говорил выше, компания пока не обросла кучей бюрократических надстроек, поэтому работать удается очень оперативно и качественно, что и подтверждает диапазон наших заказчиков: от предприятий финансовой сферы – «Альфабанк», «ФосборнХоум», «МДМ Банк» - до крупных производственных холдингов – «СИБУР», Japan Tobacco International, «ЮККО» и ряд других.

Кстати, Alatus в переводе с латыни означает «быстрый». Стараемся оправдывать название.

5. Не секрет, что кадровый рынок ИТ уже много лет испытывает нехватку квалифицированных специалистов. Каким образом «Алатус» решает эту проблему?

Проблема действительно очень актуальная, особенно для небольшой компании. Стараемся выращивать своих специалистов, хотя периодически привлекаем уже состоявшихся профессионалов.

Для активного роста компании необходимо, чтобы каждый сотрудник хотел развиваться, постоянно совершенствоваться. Это не только существенно повышает требования к новым сотрудникам, но и обязывает компанию соответствовать: зарплата и соцпакет - на уровне крупных интеграторов, а также обязательное обучение и сертификация. Стараемся быть лучшей компанией для активных и стремящихся к успеху специалистов, и примеры быстрого карьерного роста говорят о том, что у нас получается.

Взаимодействие с порталом

6. Каковы цели вашего стратегического сотрудничества с порталом Anti-malware.ru?

Наше взаимодействие с порталом началось достаточно давно. Однако понимание выгоды именно стратегического сотрудничества возникло около полугода назад. "Алатус" развивается очень быстро, поэтому в какой-то момент появилось ощущение, что мы накопили большой проектный опыт, знаем и понимаем потребности клиентов. В связи с этим основная цель нашего сотрудничества – это объединение усилий для того, что бы заказчики могли получить всестороннее представление о решениях для безопасности:

  • функциональные возможности и особенности антивирусных решений – это способны осветить эксперты Anti-Malware.ru с помощью тестов и сравнений;
  • опыт внедрения и эксплуатации решений, а также общие потребности заказчиков – со стороны экспертов «Алатуса»;
  • совместная экспертиза решений для заказчиков на выделенных серверных мощностях «Алатуса» (заказное тестирование).

7. Чем вы отличаетесь от других партнеров Anti-malware.ru?

В отличие от большинства других партнеров (вендоров или моновендорных дистрибуторов), "Алатус" – независимая компания, внедряющая антивирусные и антиспам-системы практически всех производителей, присутствующих на рынке, кроме откровенно экзотических. Этот подход согласуется с генеральной линией «Алатуса» – ориентацией на потребности клиента.

Достаточно забавно наблюдать порой перепалки производителей – а вот мой антивирус самый быстрый, а вот мой еще умеет «вот это». Всех рассудит только заказчик, ибо он платит и он пользуется. Часто приходится наблюдать картину, когда к нам приходит заказчик и жалуется, что ему продали антивирус, а на самом деле он его не удовлетворяет по каким-то причинам. Здесь проблема в том, что тот, кто принимал решение о покупке продукта, основывался не на реальном опыте использования данного программного обеспечения.

У каждого из заказчиков ИТ-инфраструктура с различными особенностями и нельзя придумать идеального решения, подходящего для всех… Мы, кстати, весьма часто рекомендуем многовендорные решения, которые позволяют использовать в комплексе лучшие стороны различного программного обеспечения.

Тренды рынка

8. Как вы оцениваете тенденции роста рынка anti-malware?

Рынок антивирусной и антиспам-защиты развивается очень быстрыми темпами, и основной прирост идет именно за счет сектора SMB и частных пользователей. В отношении малого бизнеса и частных пользователей сказать сложно, это не наш целевой сегмент, а вот динамика внедрений anti-malware систем для среднего бизнеса весьма впечатляет. В условиях массового перехода на лицензионное ПО антивирусные системы для этой категории пользователей показывают очень хорошие результаты.
В секторе enterprise все намного спокойнее: идет перераспределение клиентов между вендорами и дозакупка лицензий в связи с увеличением числа рабочих мест. Отмечу еще рост доли консалтинговых услуг: заказчики начинают понимать, что тонкая настройка системы способна дать очень хорошие результаты.

9. Какую долю в общем объеме продаж «Алатуса» составляют антивирусные продукты?

Доля решений категории anti-malware в нашем обороте составляет около 10%, в основном в составе комплексных проектов. На фоне общего бурного роста компании ожидаю небольшого увеличения этой доли, в первую очередь за счет консалтинга и услуг по внедрению.

10. Какие решения сейчас наиболее востребованы рынком информационной безопасности? Чего хотят ваши заказчики?

За последний год выявилась одна очень важная тема в среде заказчиков, которые внедрили у себя крупные "известные" решения, прошли сертификацию своих систем (пример по ISO 27001) и т.п. Данную тему можно обозначить следующим высказыванием одного из наших заказчиков - «На имидж мы уже поработали…, теперь необходимо повысить надежность и качество наших систем».

Так же частая практика такова, что заказывая разработку или внедрение ИБ-системы у одного системного интегратора, приглашается другой в качестве независимого эксперта. Или при внедрении системы, обеспечением ее безопасности и интеграцией в общую СУИБ заказчика занимается другой исполнитель.

Если говорить о каких-то конкретных решениях, то в настоящий момент набрали актуальность системы контроля утечки конфиденциальной информации.

11. И в заключение, нельзя не спросить, как-нибудь повлияет или уже повлиял мировой финансовый кризис на количество проектов и желание заказчиков внедрять ИТ и ИБ системы.

Однозначного влияния нет. Безусловно, всегда в нестабильное время любой здравомыслящий руководитель заморозит траты на непрофильные активы, но с другой стороны нестабильность ведет к обострению конкуренции. А в режиме острой конкуренции оптимизация затрат на бизнес, построение надежной системы защиты информации – один из важнейших элементов победы в этой жесткой борьбе.

В принципе это сейчас и наблюдается – первоначально рынок замер, а затем потребности заказчиков во внедрении ИТ-систем и систем информационной безопасности начали расти. Конечно, нельзя не отметить того факта, что сейчас осень – период наибольшей активности на рынке.

Cпасибо!