DLP-рынок России: инвестируй или уходи

Изменения долей ключевых игроков на антивирусном рынке России 2005-2011

По многочисленным просьбам читателей автор решил продолжить практику анализа рынков в их многолетней перспективе и агрегировал данные с аналитических отчетов о состоянии DLP-рынка в России за все годы нашего мониторинга. Этот сегмент рынка наблюдается нами с 2008 года, и за это время у нас накопились данные за 4 полных года. Они были дополнены предварительными итогами 2012 года, впервые публикуемыми в данной статье.

Имея на руках данные по динамике DLP-рынка за несколько лет, отрывается уникальная перспектива, которую невидно, если пошагово рассматривать изменения рынка  из года в год (Y2Y).

На примере DLP-рынка мы можем наблюдать все фазы становления нового сегмента рынка информационной безопасности, – начиная от зарождения и заканчивая текущей фазой, характеризующейся быстрым ростом.

Итак, посмотрим на данные общего объема DLP-рынка в России за период с 2008 по 2012 год включительно (данные за 2012 год являются предварительными, до выхода очередного ежегодного отчета). Среднегодовой рост рынка за этот период составил 35%. Пик роста пригодится на 3 последних года, когда рост рынка превысил 40%. В период кризиса в 2009 году рост почти прекратился и составил всего 8%, но это позволило сформировать отложенный спрос, что привело к высоким цифрам роста в посткризисные годы.

 

Рисунок 1. Изменение объема рынка DLP в России 2008-2012 (млн. $)

 Изменение объема рынка DLP в России 2008-2012

Как мы видим из рисунка 1, по техническому анализу можно однозначно прогнозировать бурный рост рынка в перспективе ближайших 2-3 года. Ни о каком насыщении или, напротив, исчезновении рынка говорить не приходится. Если не будет очередного витка глобального экономического кризиса, в ближайшие несколько лет рынок  может продолжить рост с темпом 40-60% ежегодно.

 

Перейдем к самом интересному – проследим, как менялись доли рынка пяти ключевых игроков: Infowatch, «Инфосистемы Джет», Zecurion, Websense и Symantec. Из перечисленных компаний три  являются отечественными компаниями, а две другие – американскими.

Не будем подробно анализировать причина изменений долей каждого игрока (для этого можно обратиться к нашим ежегодным отчетам). Оценим лишь большие изменения как состоявшиеся факты, которые ускользают от взгляда аналитика при ежегодном изучении изменений рынка.

На рисунках 2-3 представлены изменения долей рынка каждого из пяти производителей DLP-решений. Для одних – это и истории успеха, для других – история упущенных возможностей.

 

Рисунок 2. Изменения долей ключевых игроков на DLP-рынке России 2008-2011

Изменения долей ключевых игроков на DLP-рынке России 2008-2011 

 

Рисунок 3. Изменения долей ключевых игроков на DLP-рынке России 2008-2011

Изменения долей ключевых игроков на DLP-рынке России 2008-2011 

 

По графикам выделяются несколько событий. Первое – это существенное падение доли Infowatch в 2009 году, которая в России является пионером DLP-рынка. Для общего понимания здесь стоит уточнить причину такого падения. На пустой, по сути, рынок стали активно заходить крупные западные конкуренты, забирая свою часть пирога. В 2010 года ситуация для Infowatch не только стабилизировалась, но и позволила компании сохранить лидерство на рынке.

 

Второе – остановленное наступление западных производителей (Websense и Symantec) на рынок в 2010 году. У этих игроков на тот момент было заметное технологическое преимущество и шанс существенно переделать рынок «под себя» за небольшой промежуток времени. Но, в силу целого ряда причин, этого не произошло. Вместо этого, наоборот, в 2011 году именно российские производители (Infowatch, «Инфосистемы Джет» и Zecurion) обеспечили высокий темп роста рынка в целом, и остановили спурт американских конкурентов.

Во-первых, технологическое отставание российских решений, на которых отстраивались зарубежные конкуренты, быстро сократилось. Более того, в целом ряде проектов российские производители могли действовать более гибко, используя близость к своей разработке.

Во-вторых, у американских «коллег по цеху» традиционно оказалось просто недостаточно ресурсов на продажи и маркетинг, чтобы воспользоваться своим преимуществом в полной мере.

 

Если на российском DLP-рынке не произойдет каких-либо чрезвычайных изменений, например, связанных с продажей кого-либо из производителей, то по итогам 2012 года и далее можно прогнозировать дальнейшее укрепление позиций российских игроков и обострения конкуренции уже между ними. Для них этот рынок жизненно необходим – у них больше мотивации,  за последние годы они получили необходимый опыт и успели нарастить технологические и финансовые возможности.

Во многом, как это ни странно, на DLP-рынке повторяется ситуация, которая была раньше на антивирусном рынке, где российская «Лаборатория Касперского» и словацкий Eset с российским капиталом за несколько лет полностью переломили рынок «под себя». Фаза быстрого роста рынка требовала от игроков активной экспансии, как на уровне отдельных его сегментов, так и на региональном уровне. Нужно было вкладываться в каналы продаж, в персонал, в маркетинг, подстраиваться под местные реалии, но западные игроки оказались к этому совершенно не готовы. В итоге более зрелый и емкий, в отличие от DLP, антивирусный рынок России в настоящее время имеет двух явно выраженных лидеров не из числа общемировых лидеров. Вероятно, для DLP-рынка ситуация полностью повторится. По крайней мере, наш ретроспективный анализ позволяет сделать такой прогноз.

  

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru